Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра
Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра


Аутистический спектр — группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. К сожалению, подобные патологии достаточно часто диагностируются у детей. В данном случае крайне важно вовремя определить наличие проблемы, ведь чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем большей будет возможность успешной коррекции.

Аутистический спектр: что это такое?

Диагноз «аутизм» сегодня у всех на слуху. Но не все понимают, что означает этот термин и чего ждать от ребенка-аутиста. Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющихся действий, схемами).
Согласно статистическим данным, от подобных расстройств страдают около 2% детей. При этом у девочек аутизм диагностируется в 4 раза реже. За последние два десятилетия случаи таких нарушений значительно участились, хотя еще неясно, действительно ли патология становиться более распространенной или же рост связан с изменением диагностических критериев (несколько лет назад пациентам с аутизмом часто ставили другие диагнозы, например, шизофрения).

Причины развития расстройств аутистического спектра

К сожалению, развитие аутистического спектра, причины его появления и масса других фактов на сегодняшний день остаются неясными. Ученые смогли выделить несколько факторов риска, хотя целостной картины механизма развития патологии еще нет.

  • Имеет место фактор наследственности. Согласно статистике, среди родственников ребенка с аутизмом есть по крайней мере 3-6 % людей с такими же расстройствами. Это могут быть так называемые микросимптоми аутизма, например, стереотипное поведение, снижение потребности в социальном общении. Ученым даже удалось выделить ген аутизма, хотя его наличие не является 100 % гарантией развития отклонений у ребенка. Считается, что аутические расстройства развиваются при наличии комплекса различных генов и одновременном воздействии факторов внешней или внутренней среды.
  • К причинам можно отнести структурные и функциональные нарушения головного мозга. Благодаря исследованиям удалось выяснить, что у детей с подобным диагнозом часто изменены или уменьшены лобные отделы коры головного мозга, мозжечок, гиппокамп, срединная височная доля. Именно эти части нервной системы отвечают за внимание, речь, эмоции (в частности, эмоциональную реакцию при осуществлении социальных действий), мышления, способности к обучению.
  • Было замечено, что довольно часто беременность протекает с осложнениями. Например, имело место вирусное поражение организма (корь, краснуха), тяжелый токсикоз, эклампсия и другие патологии, сопровождающиеся гипоксией плода и органическими поражениями мозга. С другой стороны, этот фактор не является универсальным — множество детей после тяжелой беременности и родов развиваются вполне нормально.
  • Ранние признаки аутизма

    Можно ли в раннем возрасте диагностировать аутизм? Расстройство аутистического спектра не так уж и часто проявляется в детстве. Тем не менее родителям стоит обратить внимание на некоторые тревожные сигналы:

  • С ребенком трудно наладить зрительный контакт. Он не смотрит в глаза. Отсутствует и привязанность к матери или отцу — малыш не плачет, когда они уходят, не тянет ручки. Вполне возможно, что ему не нравятся прикосновения, объятия.
  • Малыш отдает предпочтение одной игрушке, и его внимание ею полностью поглощена.
  • Есть задержка в развитии речи — к 12-16 месяцев ребенок не издает характерных звуков, не повторят отдельные небольшие слова.
  • Дети с нарушениями аутистического спектра редко улыбаются.
  • Некоторые дети бурно реагируют на внешние раздражители, например, звуки, свет. Это может быть связано с гиперчувствительностью.
  • Ребенок ведет себя неадекватно по отношению к другим детям, не стремится к общения или игр с ними.
  • Сразу стоит сказать, что эти признаки не являются абсолютными характеристиками аутизма. Часто бывает и так, что до 2-3 лет дети развиваются нормально, а потом происходит регресс, они теряют ранее приобретенные навыки. Если есть подозрения, лучше обратиться к специалисту — только врач может провести правильную диагностику.

    Симптомы: на что следует обратить внимание родителям?

    Аутистический спектр у детей может проявляться по-разному. На сегодняшний день выделено несколько критериев, на которые нужно обязательно обращать внимание:

  • Основным симптомом аутизма является нарушение социальных взаимодействий. Люди с таким диагнозом не могут распознавать невербальные сигналы, не испытывают состояния и не различают эмоций окружающих людей, что вызывает трудности в общении. Нередко наблюдаются проблемы со зрительным контактом. Такие дети, даже подрастая, не проявляют особого интереса к новым людям, не участвуют в играх. Несмотря на привязанность к родителям, ребенку трудно проявлять свои чувства.
  • Проблемы с речью также присутствуют. Ребенок намного позже начинает говорить, или же речь отсутствует совсем (зависит от разновидности нарушения). Вербальные аутисты часто имеют небольшой словарный запас, путают местоимения, время, окончания слов и т. д. Дети не понимают шуток, сравнений, воспринимают все буквально. Имеет место эхолалия.
  • Аутистический спектр у детей может проявляться нехарактерной жестикуляцией, стереотипическими движениями. В то же время им трудно совмещать разговор с жестами.
  • Характерные особенности детей с расстройствами аутистического спектра — повторяющиеся модели поведения. Например, ребенок быстро привыкает ходить одной дорогой и отказывается свернуть на другую улицу или зайти в новый магазин. Часто формируются так называемые «ритуалы», например, сначала нужно надеть правый носок и только потом левый, или сначала нужно бросить в чашку сахар и лишь потом заливать водой, но ни в коем случае не наоборот. Любое отклонение от выработанной ребенком схемы может сопровождаться громким протестом, приступами гнева, агрессией.
  • Ребенок может привязаться к одной игрушке или неигровому предмета. Игры малыша часто лишены сюжета, например, он не разыгрывает бои с игрушечными солдатиками, не строит замки для принцессы, не разворачивает машинки по всему дому.
  • Дети с аутистическими расстройствами могут страдать от гипер - или гипочувствительности. Например, есть дети, которые усиленно реагируют на звук, причем, как отмечают уже взрослые люди с подобным диагнозом, громкие звуки не только их пугали, но вызывали сильную боль. То же может относиться к кинестетической чувствительности — малыш не чувствует холода, или, наоборот, не может пройтись босиком по траве, так как чувства его пугают.
  • У половины детей с подобным диагнозом наблюдаются особенности пищевого поведения — они категорически отказываются есть какие-то продукты (например, красные), отдают предпочтение какому-то одному блюду.
  • Принято считать, что аутисты обладают некой гениальностью. Это утверждение неверное. У высокофункциональных аутистов уровень интеллекта, как правило, средний или чуть выше нормы. А вот при низкофункциональних расстройствах вполне возможна задержка развития. Только 5-10 % людей с подобным диагнозом действительно обладают сверхвысоким уровнем интеллекта.
  • Дети с аутизмом не обязательно имеют все перечисленные выше симптомы — у каждого ребенка свой набор нарушений, причем разной степени выраженности.

    Классификация аутичных расстройств (классификация Никольской)

    Нарушения аутистического спектра невероятно разнообразны. Более того, исследования недуга все еще активно продолжается, поэтому и схем классификаций существует много. Среди педагогов и других специалистов пользуется популярностью классификация Никольской, именно ее берут во внимание при составлении коррекционных схем. Аутичный спектр можно разделить на четыре группы:

  • Для первой группы наиболее характерны глубокие и сложные нарушения. Дети с таким диагнозом не способны обслуживать себя, у них полностью отсутствует потребность во взаимодействии с окружающими. Пациенты невербальные.
  • У детей второй группы можно заметить наличие жестких ограничений в моделях поведения. Любые изменения в схеме (например, несоответствие в привычном режиме дня или обстановке) могут спровоцировать приступ агрессии и срыв. Ребенок достаточно открытый, но речь его проста, построена на эхолалии. Дети из этой группы способны воспроизводить бытовые навыки.
  • Для третьей группы характерно более сложное поведение: дети могут быть очень увлечены каким-либо предметом, выдавая потоки энциклопедических знаний при разговоре. С другой стороны, построить двусторонний диалог ребенку сложно, а знания об окружающем мире фрагментарны.
  • Дети четвертой группы уже склонны к нестандартному и даже спонтанного поведения, но в коллективе робкие и стеснительные, тяжело идут на контакт и не проявляют инициативу при общении с другими детьми. Могут испытывать трудности с концентрацией внимания.
  • Синдром Аспергера

    Синдром Аспергера — одна из форм высокофункционального аутизма. Это нарушение отличается от классической формы. Например, у ребенка присутствует минимальная задержка в развитии речи. Такие дети легко идут на контакт, могут поддержать разговор, хотя он больше напоминает монолог. Пациент может часами рассказывать об интересующих его вещах, и остановить его довольно трудно. Дети не против игры со своими сверстниками, но, как правило, делают это нетрадиционно. Кстати, присутствует и физическая неуклюжесть. Часто ребята с синдромом Аспергера имеют незаурядный интеллект и хорошую память, особенно если речь идет о интересующих их вещах.

    Современная диагностика

    Аутистический спектр очень важно вовремя диагностировать. Чем раньше будет определено наличие нарушений у ребенка, тем быстрее можно будет начать коррекцию. Раннее вмешательство в развитие малыша увеличивает шанс на успешную социализацию. При наличии у ребенка вышеописанных симптомов стоит обратиться к детскому психиатру или психоневрологу. Как правило, за детьми наблюдают в разных ситуациях: на основании присутствующих симптомов специалист может сделать вывод о наличии у ребенка расстройств аутистического спектра. Необходимые консультации с другими врача, например, отоларингологом, чтобы проверить слух пациента. Електроенцефалограмма позволяет определить наличие эпилептических очагов, которые часто идут в паре с аутизмом. В некоторых случаях назначают генетические анализы, а также магнитно-резонансную томографию (позволяет изучить структуру головного мозга, определить наличие новообразований и изменений).

    Медикаментозное лечение аутизма

    Аутизм не поддается медикаментозной коррекции. Лекарственная терапия показана только в том случае, если имеют место другие расстройства. Например, в некоторых случаях врач может назначить прием ингибиторов обратного захвата серотонина. Такие препараты используются как антидепрессанты, но в случае с ребенком-аутистом могут снять повышенную тревожность, улучшить поведение, повысить способность к обучению. Ноотропные средства помогают нормализовать кровообращение в головном мозге, улучшить концентрацию. При наличии эпилепсии используются антиконвульсивние препараты. Психотропные средства применяются при наличии у пациента сильных, неконтролируемых приступов агрессии. Опять же, все выше указанные препараты весьма мощные и вероятность развития побочных реакций при превышении дозы очень высока. Поэтому ни в коем случае их нельзя использовать самовольно.

    Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

    Что делать, если у ребенка диагностировали аутизм? Коррекционная программа детей аутистического спектра составляется индивидуально. Ребенку нужна помощь группы специалистов, в частности, занятиях с психологом, логопедом и специальным педагогом, сеансы с психиатром, упражнения с физиотерапевтом (при выраженной неуклюжести и отсутствия ощущения собственного тела). Коррекция происходит постепенно, занятие за занятием. Детей учат чувствовать формы и размеры, находить соответствия, чувствовать взаимосвязи, участвовать, а потом и инициировать сюжетную игру. Детям с аутическими расстройствами показаны занятия в группах социальных навыков, где ребята учатся играть вместе, следовать социальным нормам и помогают выработать определенные модели поведения в обществе. Основной задачей логопеда является развитие речевого и фонематического слуха, увеличение словарного запаса, обучение составлению коротких, а затем длинных предложений. Специалисты также пытаются научить ребенка различать тона речи и эмоции другого человека. Адаптированная программа аутистического спектра нужна также в детских садах и школах. К сожалению, далеко не все образовательные учреждения (особенно государственные) могут предоставить квалифицированных специалистов для работы с аутистами.

    Педагогика и обучение

    Основной задачей коррекции является обучение ребенка социальным взаимодействием, развитие способности к произвольному спонтанному поведению, проявлению инициативы. На сегодняшний день популярной является инклюзивная система образования, которая предполагает, что ребенок с расстройствами аутистического спектра будет учиться в окружении нормотипических детей. Конечно же, такое «внедрение» происходит постепенно. Для того чтобы ввести ребенка в коллектив, нужны опытные преподаватели, а иногда и тьютор (человек со специальным образованием и навыками, который сопровождает ребенка в школе, корректирует его поведение и следит за взаимоотношениями в коллективе). Вполне вероятно, что детям с подобными нарушениями понадобится обучение в специализированных профильных школах. Тем не менее есть обучающиеся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Здесь все зависит от состояния ребенка, степени выраженности симптомов, его способности учиться. На сегодняшний день аутизм считается неизлечимым заболеванием. Прогнозы благоприятны не для всех. Дети с нарушениями аутистического спектра, но со средним уровнем интеллекта и вещью (развивается до 6 лет) при правильном обучении и коррекции вполне могут стать самостоятельными в будущем. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

    Дата публикации: 25.05.17