Гиперактивность у детей
Гиперактивность у детей

Детская гиперактивность - это психологическое и физическое развитие ребенка с дефицитом внимания, повышенной двигательной активностью, импульсивностью и возбудимостью. Гиперактивный ребенок пытается успеть и сделать как можно больше, и все

сразу. Результат, наряду с этим, негативное, поскольку занявшись одним делом, ребенок переключается, тут же, на другое. Затем следует третье, четвертое, пятое и так далее. Все эти дела ребенок бросает, так и не доделав.

Первые показатели гиперактивности появляются в младшем школьном возрасте. Мальчики больше подвержены этому заболеванию.

В группу риска попадают дети, которые родились с помощью кесарева сечения, искусственно вскормленные, недоношенные. Также неблагоприятно на психику ребенка сказывается нестабильная, нервная обстановка в семье. Конечно, не все эти дети будут гиперактивными.

Гиперактивность у детей вызвана поражением тех лобных долей мозга, которые отвечают за контролирование поведения и последовательность действий. Наряду с этим, происходит нарушения целесообразности поведения, произвольной осознанной регуляции психической деятельности.

В мозгу происходит перераспределение ролей. Слабые структуры мозга, отвечающие за торможение поведенческих и эмоциональных реакций, перестают функционировать верно. А структуры, которые отвечают за активизацию психической деятельности, начинают функционировать на всю мощность. В результате всего этого, дети не могут достаточно сконцентрироваться на своей активной деятельности и мотивировать ее.

Причинами гиперактивности у детей могут быть: органическое повреждение мозга ребенка еще в утробе матери, наследственная предрасположенность и психологические травмы.

До шестилетнего возраста достаточно трудно выяснить, гіперактівен ребенок или нет. В дошкольном возрасте почти все дети ведут себя громко, надоедливо и непоседливый. Но это еще не свидетельствует, что все они гиперактивны. Исключением можно назвать тех детей, сверхактивность которых выходит за всякие рамки. Такой ребенок может даже принести себе вред, потому что она вообще не реагирует на запреты родителей и их заботу о его безопасности. Здесь тоже крайне важно не спутать простую активность и навязчивое перевозбудимость. Следовательно, говорить о гиперактивности ребенка можно с уверенностью только тогда, когда он достигнет шестилетнего возраста. Другими словами пойдет в школу, где, учитывая требования к усидчивости и внимательности детей, его гиперактивность будет более заметна. Ребенок просто не сможет делать все требования учителей по учебной программе и дисциплине. При том, что интеллектуальные свойства детей с гиперактивностью не уступают властивостям других детей, у них начинаются неприятности с учебой. Такие дети не могут выполнить задание вовремя, у них появляются неприятности в общении с учителями и одноклассниками. Почти все требования учителей воспринимаются гиперактивными детьми, как нечто невероятное и несбыточное. Поэтому, часто появляются и конфликтные ситуации.

Симптомы

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться ни на каком, даже самом увлекательном, занятии.

Они часто теряют (и долго не могут найти свои вещи.

Часто такие дети не реагируют на обращение к ним. Хотя хорошо слышат его.

Гиперактивные дети всячески стараются избежать неинтересных или требуют умственного напряжения занятий.

Часто, они берутся с удовольствием за занятия, но не заканчивают его, оставив на половине пути. Настроение у таких детей часто меняется. Они практически в любое время стремятся получить поощрение (при чем, здесь и по сей день) за удачно выполненное задание.

У детей с гиперактивностью проявляются трудности при организации игры или обучения.

Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на одном месте. Серьезную сведений часто может и забыть. Он через чур болтлив, не может дождаться своей очереди, часто проявляет напряжение, перебивает в разговоре других детей, мало спит, не подчиняется установленным правилам (даже в играх), отвечает на вопрос, еще до его высказывания.

При обнаружении хотя бы пяти из этих пунктов у ребенка, необходимо задуматься, не гіперактівен Ли он. При таких условиях стоит обратиться к эксперту. Можно проконсультироваться со школьным психологом, а если он подтвердит опасения, тогда уже обратиться к невропатологу.

Последствия

Гиперактивность может привести к осложнениям в развитии личности, формировании характера. У детей появляются трудности в учебе, в общении с родителями и другими детьми, в восприятии настоящего мира.

Если гиперактивность не лечить (не контролировать), она может сберігаться и в подростковом возрасте. Наряду с этим, появляется риск социально страшного поведения таких подростков.

Методы лечения и вероятные осложнения

В процессе взросления гиперактивность может и исчезнуть. Но это не обязательно. Поведение таких детей нужно корректировать и контролировать. Современные эксперты не советуют ограничивать активность ребенка с помощью лекарственных препаратов, поскольку такой метод просто на время успокаивает ребенка, но не решает проблему полностью.

Прежде всего необходимо помочь ребенку научиться владеть собой. Чтобы контролировать негативные эмоции, можно применять «агрессивные» игры. Гиперактивному ребенку просто необходимо выплескивать свои эмоции и бурлящую в нем энергию. Поэтому, иногда можно разрешить ему попинать что-нибудь ногами, покидать в воду камни, бить палкой по земле, попрыгать, покричать и т.д. В то же время, полезными являются и пассивные игры. Иногда можно предложить ребенку порисовать и вылепить фигурку из пластилина. Главное - заинтересовать малыша.

Гиперактивного ребенка рекомендуется обучать по специально разработанной программе. Такую программу нужно подбирать лично для каждого ребенка. Составлять ее необходимо совместно с родителями, докторами, учителями и психологами. Количество занятий должен быть маленьким, чтобы урок не отнимал большое количество времени, в противном случае ребенок просто бросит такую задачу, даже не решив его. Если нет возможности обучать ребенка по особой программе в школьном заведении, то необходимо задуматься о личных занятиях.

Основную роль в коррекции поведения детей с гиперактивностью, все же играют их родители. Поэтому, взрослым необходимо запомнить пару серьезных правил при общении с гиперактивными детьми. Нужно избегать резких интонаций голоса в разговоре с ребенком, меньше употреблять различных «запрещено» и «нет», чаще хвалить детей за их удачи, стараться не допускать переутомления ребенка, следить за распорядком дня, чаще гулять, приучать ребенка к занятиям спортом.

Следует не допускать излишнего поощрения и повышенных требований к ребенку. В то же время, следует четко разъяснить детям правила и их обязанности. Объяснять, как лучше распределить свои силы в выполнении задач.

Еще одним ответственным пунктом при работе с гиперактивными детьми, следует назвать правильное питание. В меню ребенка должны находиться все нужные витамины и минералы. Ограничено должно быть потребление копченостей, жареных блюд, шоколада, газированной воды. Ни за что нельзя давать ребенку натуральный кофе, даже с молоком.

Родителям стоит чаще говорить ребенку, как они очень сильно любят его. Так как любовь родителей - это главная терапия.

Дата публикации: 17.05.17