Детский аутизм

Детский аутизм -  расстройство, возникающее в результате нарушения развития нервной системы. Основной характеристикой данного расстройства является  дефицит социального взаимодействия и коммуникаций с другими людьми, а также ограниченный набор интересов и повторяющиеся однообразные действия ребенка. Все указанные особенности проявляются в возрастном периоде до трёх лет.

Причины возникновения

В настоящее время истинные причины развития детского аутизма не известны.

Существует ряд гипотез, имеющих клинические и экспериментальные подтвержденья о природе расстройства:

  • слабость аффективной сферы;
  • расстройства восприятия;
  • нарушения в восприятии и  переработке слуховой информации;
  • нарушение в работе ретикулярной формации ствола головного мозга;
  • нарушение функций лобно-лимбического комплекса, которое приводит к расстройству мотивации и поведения;
  • нарушения обмена серотонина и функционирования серотонинергической системы  мозга;
  • нарушения работы парного функционирования полушарий  мозга.

Наряду с указанными выше существуют также  психологические и психоаналитические причины возникновения детского аутизма. Важную роль играют генетические факторы, осложнения в период  внутриутробного развития плода и при родах.

Симптомы

Основные признаки детского аутизма:

  • начало расстройства отмечается в возрастном периоде до 2,5-3 лет.  Порой может возникать после периода нормального развития;
  • аутистическое одиночество – неспособность или нежелание ребенка  устанавливать эмоционально  теплые  контакты с людьми, отсутствует контакт глаза в глаза;
  • расстройство  речевых навыков;
  • навязчивое однообразие в поведении. Поведение имеет стереотипный и ритуальный характер,
  • манерность поведения (например, ребенок постоянно повторят одни и те же движения: кружится, раскачивается, ходит на цыпочках и т. п.);
  • игры стереотипны, не несут  социальной функциональности;
  • атипичные сенсорные реакции на раздражитель.

Диагностика

Критерии оценки:

  • невозможность устанавливать  контакты с людьми с момента рождения;
  • максимальная отгороженность от окружающего мира, игнорирование внешних раздражителей до того момента пока они не вызывают болезненные ощущения;
  • проблемы с коммуникацией при помощи речевого аппарата;
  • отсутствие зрительного контакта с собеседником или намеренное его избегание;
  • чувство страха при изменении привычного режима дня  или  окружающей обстановки;
  • эхолалии;
  • задержка развития собственного «Я»;
  • стереотипные игры с использованием неигровых предметов;
  • проявление указанных симптомов не позднее чем в возрасте 2-3 лет.

Виды заболевания

Условно выделяют  4 формы развития раннего детского аутизма:

1. Полная отрешённость от окружающей среды. У ребенка отсутствует социальная активность при попытках взаимодействия, ребенок отстраняется и чувствует себя крайне дискомфортно. Даже родителям или родственникам ребенка трудно получить какую-либо реакцию ответную реакцию на обращение – взгляд, улыбку. Дети этой группы, предпочитают не иметь никаких контактов с внешней средой. Тщательно избегают различных телесных контактов с другими людьми, очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза.

2. Активное отвержение окружающей среды. Проявляется в виде избирательности при контакте с внешним миром. Ребёнок общается только с сугубо ограниченным кругом людей, чаще всего это родители и близкие родственники. Имеет повышенную избирательность в выборе еды и одежды. При любом изменении привычного режима дня у ребенка наблюдается сильная аффективная реакция. В поведении характерно большое количество речевых и двигательных стереотипий.

3. Увлеченность аутистическими интересами. Дети данной группы прячутся от окружающей действительности в своих интересах, однако характер их увлечений имеет высокую стереотипичность и не несет познавательного характера. Все увлечения имеют цикличный характер, состоящий из повторяющихся этапов, сюжет игр или увлечений чаще всего мрачный, устрашающий или агрессивный.

4. Трудность во взаимодействии с окружающими людьми.  Наиболее легкая форма детского аутизма. Отличительной чертой является повышенная ранимость ребенка, высокая чувствительность к оценочному суждению со стороны окружающих.

Действия пациента

Родителям необходимо быть внимательными к процессам развития ребенка, проходить регулярные осмотры у врача педиатра.

Если вы заметили у ребенка какие-либо симптомы аутизма, необходимо обратиться к врачу и психологу для проверки состояния ребенка.

Если аутизм диагностирован, необходимо как можно скорее начинать комплексное лечение.

Лечение

Лечение необходимо проводить комплексно, существует три основных компонента:

  • коррекция поведенческих нарушений;
  • медико-психолого-педагогическая коррекция.
  • семейная психотерапия.

Необходима комплексная и разносторонняя лечебно-реабилитационная терапия. Педагогическая и медико-психологическая помощь наиболее эффективны в возрасте до 5-7 лет в период основных этапов  формирования личности.

Применение медикаментозного лечения дает наиболее хорошие результаты в возрасте до 7-8 лет, после указанного возраста характерно только симптоматическое действие.

Перспективы применения медикаментозной терапии зависят от нескольких факторов: время начала лечения, регулярность приема препаратов, индивидуальная обоснованность средства, необходим комплексный прием с прочими лечебно-реабилитационными мероприятиями.

Осложнения

У детей с аутическим расстройством значительно повышен порог болевой чувствительности, поэтому ребенок может не реагировать на сильные болевые раздражители, что может привести к различным травмам.

Профилактика

Методов профилактики данного расстройства не существует.

Дата публикации: 24.01.18