Нарушения речи

Нарушения речи

Нарушения речи – собирательный термин, который включает в себя различные отклонения в речевом развитии. Речевые расстройства классифицируются в зависимости от степени проявления расстройства и области развития – это может быть полная потеря речи или проблемы с пониманием или воспроизведением отдельных групп звуков или конкретных слов. 

Причины возникновения

К основным причинам нарушения речи принадлежат:

  • патологии в строении органов речи - зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба, губ (например, короткая уздечка языка, расщелина твердого нёба, неправильный прикус и т.п.);
  • травмы речевой зоны во время родов;
  • низкая подвижность губ и языка;
  • задержки психического развития ребенка и как следствие задержка речевого развития;
  • трудности в различении звуков на слух, при нормальном слухе у ребенка;
  • неграмотная речь в среде пребывания ребенка.

Симптомы нарушений речи 

В зависимости от типа расстройства симптоматика может отличаться. Следует обратиться за помощью к специалисту, если у ребенка существуют расстройства голосовой функции, артикуляции, навыков чтения, голосообразования, нарушения темпа речи; дефекты звукопроизношения при нормальном слухе; расстройство процесса письма, произносительной организации речи; недоразвитие или полное отсутствие речи.

Диагностика

Необходимо использовать метод дифференциальной диагностики, следует отличать речевые нарушения от расстройства слуха. Также необходимо проведение оценка слуха. В случае тяжелых проблем с речью, необходимо проведение тестов невербальных способностей, а также общей психиатрической оценки, так как при расстройствах аутистического спектра характерна задержка и отклонения речи. 

Существует также много специфических тестов артикуляции, а также экспрессивной и рецептивной речи.

Виды заболевания

Выделяют две большие группы: нарушение устной и нарушение письменной речи.

Нарушения устной речи включают в себя:

1. Расстройства фонационного (внешнего) оформления речи:

- дисфония или афония - проявляется в виде нарушениях силы, высоты и тембра голоса, возникает вследствие патологических изменений голосового аппарата;

- брадилалия - проявляется в виде патологически замедленного темпа речи;

- тахилалия – нарушение устной речи, при котором характерно патологическое ускоренные темпа речи;

- заикание – характеризуется частым повторением или пролонгацией отдельных звуков или слогов, в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата;

- дислалия - дефект звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

- ринолалия – проявляется в виде нарушения звукопроизношения и изменения тембра голоса, вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Для больного ринолалией характерно искаженное воспроизведение всех звуков речи, а не каких то отдельных;

- дизартрия – возникает при органических поражениях центральной нервной системы  и расстройствах процесса иннервации речевого аппарата, проявляется в виде нарушения звукопроизносительной функции речи;

- дислексия -  при данном нарушении отмечается избирательная способность к овладению навыком чтения и письма, способность к обучению сохраняется;

- алексия - нарушение навыка чтения и понимания прочитанного,  может проявляться в виде непонимания отдельных слов или же простых предложений;

2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

- алалия – возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного развития, проявляется как полное  отсутствие или недоразвитие речи.

- афазия – проявляется как полная или частичная потеря речевой функции, вследствие локального поражения речевых зон коры головного мозга (например, при черепно-мозговых травмах, нарушениях мозгового кровообращения и т.п.).

К нарушениям письменной речи принадлежат:

1. Дисграфия -   это неспособность или трудности в овладении письмом при нормальном интеллекте. 

2. Аграфия – полная потеря способности писать при сохранении полноценного интеллекта, а также при сохранении координации движений верхних конечностей.

Действия пациента

Больному необходима помощь таких специалистов как: логопед, дефектолог, педиатр, психолог, психиатр.

Лечение нарушений речи 

Некоторые типы нарушений речи могут исчезнуть с возрастом,  другая часть требует  помощи логопеда. Тактика и особенности лечения определяются в зависимости от типа нарушения и стадии течения заболевания. Детям, с тяжелыми формами нарушения речи, необходимы  обязательные занятия с логопедом в речевых группах специализированных логопедических детских садах. Также на успех лечения влияет тот факт, на сколько рано началась коррекционная работа с ребенком, чем раньше она начата, тем более благоприятный прогноз.

Осложнения

Прогноз зависит от типа расстройства речи, сопутствующих когнитивных нарушений и стадии процесса.  Плохой прогноз для детей с низким интеллектуальным уровнем и расстройствами речи. 

Самый благоприятный прогноз для детей имеющих  только проблемы артикуляции. 

Профилактика нарушений речи 

Основные методы профилактики:

  • создание благоприятных условий для развития физического и нервно-психического здоровья ребенка;
  • забота о сохранности его речевых органов;
  • создание социально-бытовых условий для корректного развития речевого аппарата ребенка;
  • предупреждение травм головы;
  • предупреждение возможных осложнений после простудных заболеваний;
  • развитие мелкой моторики у ребенка;
  • развивающие занятия ритмикой, музыкой, пением и т.д.
Дата публикации: 24.01.18