Многие задаются вопросом: что такое эмпатия, обладают ли они этим качеством и в какой степени. Эмпатия в психологии многогранное понятие, которое имеет несколько видов и уровней. Само слово греческого происхождения и буквально означает «страсть», «страдание», «чувство». Сначала слово появилось в английском словаре в 1912 г. и в трактовке было аналогично «симпатии». Научный термин и определение понятия было введено американским психологом Е. Титченером, он объединил английское понятие и немецкое, что буквально означало слияния значений английского слова «симпатия» и немецкого – «вчувствование».
На обыденном уровне эмпатия – это очень сильное чувство сопереживания другому человеку или существу, при котором чувства, эмоции и переживания другого воспринимаются как свои собственные.
Способность к такого сильного сопереживания есть далеко не у каждого человека – в основном, прежде всего, мы думаем о себе, о том, что думают о нас. Истинно эмпатийный человек забывает в момент сопереживания о себе и своих потребностях, настолько он сосредотачивается на другом. Проявление эмпатии – ценное качество, которое может быть очень болезненным для его владельца в случае слабой нервной системы
.
В некоторых видах профессиональной деятельности, эмпатия как свойство личности является крайне важным качеством. Например:
- Эмпатия в медицине – база, на которой строится взаимоотношения с пациентом. Возможность выговориться, дать волю своим чувствам и эмоциям, назвать истинные причины болезни или стресса важно как для пациента, так и для врача, цель которого полно увидеть картину и поставить правильный диагноз.
- В деловых отношениях и в менеджменте важное значение приобретает культурная эмпатия – так называется способность к пониманию, принятию и высокой оценке людей из разных культурных обществ, уважительное отношение к культурным различиям. Культурная эмпатия – свойство личности, которое можно выделить у северных народов или жителей средней полосы.
- Понятие в педагогике возникло на базе формирования новых ценностей современного общества. В государственном стандарте образования акцент делается на нравственном воспитании и развитии детей. Ребенок должен иметь способность к сопереживанию, сострадание, милосердие и уметь воспринимать эмоции и переживания других. Все это способствует его успешной адаптации в окружающем мире.
Уровне
Психология считает, что эмпатия в той или иной степени присутствует у каждого человека, однако степень ее выраженности бывает разной. В связи с этим ученые выделили 3 уровня эмпатийного переживания:
- Первый уровень эмпатии. Характеризуется черствостью и равнодушием к чувствам и переживаниям других людей. Такого человека волнуют исключительно собственные проблемы, и он не желает видеть проблемы окружающих. Эмоции другого человека, которые проявляются с помощью мимики, жестов, люди, которые имеют первый уровень эмпатии, видят, но не понимают их и тем более не переживают как свои собственные.
- Второй уровень эмпатии. Проявляется в эпизодическом искреннем переживании. В основном, это связано с настроением и с объектом – высокий уровень сопереживания по отношению к близким людям и равнодушие к чужим.
- Третий уровень эмпатии. самый Высокий и наиболее редко встречается
. В этом случае человек на регулярной основе и со всеми окружающими может тактично и тонко проживать чувство эмоционального единения. Такие люди имеют способность отодвинуть свое «Я» на задний план, проявить альтруизм и не осуждать других.
Наиболее распространенным уровнем является второй. Обладая им, человек может сопереживать основываясь на чувстве любви, которая способна чувствовать лишь самым близким.
Виды
Е. Титчнер параллельно с введением термина разработал и ввел в психологию классификацию эмпатийного переживания, что состоит из трех категорий. Она основывается на разумном, чувственном и эмоциональном сопереживании, в зависимости от склонности человека:
- Эмоциональная эмпатия. Под этими словами подразумевается реакции индивида на эмоциональные состояния другого – он испытывает настоящие переживания и переносит их на себя. Большая часть общения между людьми строится на этом виде эмпатийного переживания.
- Когнитивная эмпатия. Способность людей к когнитивной эмпатии проявляется в понимании, сравнении, анализе мнений, которые есть в других
. Основная задача эмпата при таком виде – это глубоко осознать и понять. Чаще всего, этот вид проявляется во время дискуссий и научных споров, когда стоит задача не оценивая и не переходя на эмоции понять, что происходит и точку зрения оппонента и высказать ее словами, понятными для других. - Предикативная эмпатия. При этом виде эмпатийного переживания, человек имеет способность к анализу и предсказыванию реакции других людей на какие-то действия или события. Слово «предикат» – означает то, что утверждается о субъекте. В повседневности этот вид эмпатии активно используется между людьми, когда существует необходимость поставить себя на место другого и представить его реакцию.
Все эти виды более или менее развитые в каждой личности, однако, один из них всегда бывает ярче. Способность к глубокому сопереживанию зависит от многих факторов – характера, темперамента, мозговой активности человека.
Метод эмпатии
В разных видах человеческой деятельности, например, в творческой, управленческой, изобретательской и тп. эмпирическим методом исследования часто является так называемый метод эмпатии.
Метод эмпатии предполагает полное погружение в объект исследования, «вчувствование» в него, отождествление себя с ним.
Метод эмпатии является одним из наиболее эффективных, так как слияние с объектом требует силы воли, фантазии, активизации всех творческих ресурсов человека, что в итоге приводит к «снятию сознательных барьеров» и можно создать что-то принципиально новое. Еще одно название, которое носит эмпатийный метод – обозначается словами «метод личной аналогии»
. Интересно то, что в процессе использования данного метода, человек в состоянии целиком погрузиться не только в ощущения и переживания реальных объектов (человек или животное), но похоже чувства можно испытывать и по отношению к машинам или предметов!
Особенности
Сущность и понятие эмпатии не подразумевает под собой «чтения» состояния другого человека по его внешним проявлениям, а является погружением во внутренний мир другого человека и ощущение себя там, как «у себя дома». Некоторые психологи называют это «погружение» словами – импрессивная эмпатия (буквальное значение – эмпаты воспринимают).
Сущность сильного эмпата означает способность не используя слова, не видя мимики и жестов, а иногда даже фотографии собеседника определять и чувствовать его состояние.
Примеры столь глубокого сопереживания редкие, и научиться этому практически невозможно, однако, стать более восприимчивым можно, если стремиться «отодвигать» собственное «я» в моменты сопереживания. Как правило, этому учат на факультетах психологии и педагогики.