Гиперактивность - это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» в последующих возрастных группах при отсутствии соответствующих мер на ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не являются и чаще всего обуславливается нарушением внимания.
Общее описание
Гиперактивность заключается, кроме перечисленных симптомов в виде чрезмерной энергичности и повышенной активности, неспособности к сосредоточению на каком-то конкретном предмете, импульсивности и неусидчивости ребенка, в отсутствии контроля над собственными же действиями.
Поведенческие особенности детей с гиперактивностью сводятся в среднем в 70% случаев к появлению беспокойства, аналогичные показатели приходятся на актуальность неврологических привычек, примерно в 50% случаев возникают проблемы с аппетитом и у 46% - проблемы со сном. В дополнение к этому можно обозначить неудобство, появление назойливых движений у ребенка, подергивание.
В общем плане рассмотрения гиперактивность принято обозначать с дефицитом внимания, что определяет такую аббревиатуру для этого состояния, как СДВГ, то есть соответствует обозначению «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Следует сразу отметить, что дефицит внимания в данном случае не указывает на то, что ребенку уделяют мало времени и внимания, а в том, что он не может сосредоточить свое внимание на чем-либо.
Гиперактивность определяет необходимость в приложении большего объема усилий, направленных на обучение навыкам письма, чтения и тому подобное Общению с ровесниками практически в обязательном порядке при гиперактивности детей сопровождают проблемы коммуникативного масштаба, конфликты. Воспитатели и учителя относятся к таким детям как к личностям не очень «удобным», что обусловливается теми проблемами, которые возникают с ними в ходе учебно-воспитательного процесса за присущих на фоне гиперактивности особенностей их поведения.
На основании данных исследований известно, что гиперактивность актуальна в среднем для 2-20% детей, при этом синдром гиперактивности у мальчиков диагностируется в пять раз чаще, чем у девочек.
Несмотря на то, что мозг детей с гиперактивностью обрабатывает информацию, что поступает плохо, аналогичная реакция с его стороны также приходится на воздействие внешних и внутренних стимулов. Невнимательный ребенок в результате этого «неуправляемый», потому что с ним не действуют ни уговоры, ни наказания, ни просьбы. Независимо от условий, ребенок будет действовать импульсивно, без соответствующего той или иной ситуации внимания. Для понимания собственной линии поведения в отношении гиперактивного ребенка, следует выяснить, в чем конкретно заключаются причины гиперактивности.
в Заключение добавим, что гиперактивность и СДВГ в частности в 30-80% случаев сопровождают и взрослую жизнь пациентов. Более того, именно на фоне этого расстройства, не выявленного в детском возрасте, существуют впоследствии проблемы, связанные с неспособностью сохранения внимания, с организацией межличностных отношений и общего окружающего пространства, а также проблемы, связанные с освоением новой информации и материалов.
Гиперактивность: причины
Синдром гиперреактивности может быть спровоцирован осложнениями, сопутствующими развитию ребенка, в частности теми из них, которые были актуальны в период беременности, в процессе родовой деятельности или в пределах периода детства. Выделим основные причины гиперреактивности ниже:
- наличие у матери хронических заболеваний;
- токсическое воздействие, обусловленное отравлением при беременности, спровоцированным определенными продуктами, курением, алкоголем, принятыми медпрепаратами;
- перенос травм в период беременности, ударов;
- перенос во время беременности инфекционных заболеваний;
- наличие фактора угрозы выкидыша, актуальной, как понятно, в период беременности матери;
- осложнения родовой деятельности, которые спровоцировали кровотечение, асфиксию;
- особенности родов, исключающие их естественное течение (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности, скоротечность родов или, наоборот, затяжное течение родовой деятельности);
- особенности экологической ситуации в регионе проживания;
- перенесение определенных заболеваний.
Гиперактивность: симптомы
Как правило, первые симптомы гиперактивности дают о себе знать в возрасте 2-3 лет, при этом на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данном направлении начинают приниматься только до достижения критической точки, которая приходится во многих случаях к моменту поступления в школу.
Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, можно обозначить триаду проявлений, а это повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и дефицит активной формы внимания.
Дефицит активной формы внимания заключается, например, в невозможности удержания внимания на конкретном процессе или явлении явственно течение заданного временного промежутка. Сосредоточение достигается путем определения конкретной мотивации. Мотивационный механизм формируется при достаточной для этого личностной зрелости.
Что касается следующего варианта, а это повышенная двигательная расторможенность, то она выступает как проявления такого состояния, как утомление. У детей утомление часто можно сравнить с перевозбуждением и с отсутствием способности к контролю поведения, что, как понятно, отличает его от утомления в привычном его понимании.
Что касается такого проявления, как импульсивность, то она заключается в неготовности к торможению возникающих побуждений и желаний. Из-за этого гиперактивные пациенты часто делают те или иные поступки необдуманно, под влиянием сиюминутного фактора, при конкретном моменте, обусловившем возникновение конкретного побуждения или желания. Подчиняться правилам при импульсивности дети не способны.
Довольно характерной особенностью детей с гиперактивностью является такой момент, как цикличность, заключается она в том, что продуктивность работы их мозга составляет около 15 минут, после чего следует 5-минутный «перерыв», что позволяет подготовиться к очередному циклу активности. В результате такого переключения можно заметить, что в рамках примерно одинакового и соответствующего указанными цифрами времени ребенок как бы «выпадает» из того процесса, в котором он на момент «перезагрузки» был задействован (общение, конкретные действия). Обеспечить возможность пребывания в условиях конкретной реальности ребенок может за счет выполнения каких-либо посторонних действий, то есть он может начать вертеть головой, крутиться - за счет такой двигательной активности поддерживается постоянство работы мозга.
Находясь в одиночестве, гиперактивный ребенок не может сосредоточиться, он становится вялым, действия, на которые он способен, по большей части монотонные и простые в исполнении. Здесь ребенку нужна внешняя активация. Пребывания в семье или в условиях небольших коллективов обусловливает вполне адекватное поведение гиперактивного ребенка, однако стоит ему оказаться в группе побольше, в общественном месте и т.д. - происходит чрезмерное возбуждение, полноценная деятельность становится невозможной.
В числе дополнительных проявлений симптоматики также можно обозначить актуальность неуклюжих движений, которые обуславливаются слабостью моторной координации. В целом дети могут иметь неплохой общий интеллект, хотя его развитие обусловливается определенными трудностями на почве существующей гиперактивности.
Диагностика и лечение
Диагностика гиперреактивности проводится на основании общего сбора информации субъективного масштаба, а также на основании психологического и аппаратного обследования. Прием врача будет включать в себя вопросы, касающиеся особенностей течения беременности и родоразрешения, а также перенесенных и актуальных заболеваний ребенка. Диагностика также включает в себя проведение ряда тестов, на основе которых оцениваются параметры, определяющие степень его внимательности. Что касается аппаратного обследования, то оно включает в себя процедуру электроэнцефалограммы, МРТ (магнитно-резонансная томография). На основании комплексной картины полученных результатов определяются конкретные индивидуальные принципы лечения.
Лечения гиперактивных детей является комплексным характером реализации мероприятий, основывается оно на методы медикаментозной терапии, на психолого-педагогическом воздействии и методы влияния за счет определенных элементов психотерапии. Препараты, которые могут быть назначены в лечении, не способствуют лечение гиперактивности как таковой, но за счет их приема можно добиться снижения симптомов (импульсивность), а также улучшить способности к учебе и работе. Также с помощью медикаментов можно добиться улучшения координации движений, что нужна в частности для письма, спортивной деятельности и т. д
Родителям в общении с ребенком следует исключить отрицание в предложениях. Конфликтные ситуации требуют максимально возможного покоя с их стороны. Любые поставленные задачи важно обозначать через четкие формулировки действий, длинные формулировки, наоборот, исключаются, предложения должны быть короткими. Поручения, которые даются ребенку, следует выстраивать в соответствующей логической последовательности, нельзя давать сразу несколько поручений. Дополнительно важно дать понять ребенку, что независимо от ситуации и от того, где он находится, родители всегда будут его поддержкой, помогая справляться с возникающими трудностями.
При появлении симптомов, указывающих на гиперактивность, необходимо обратиться к неврологу.
Если Вы считаете, что у вас Гиперактивность и характерные для этого заболевания симптомы, то вам поможет врач невролог.
Не нашли что искали? Появился вопрос врачу? Пишите в комментариях, и мы обязательно Вам поможем сделать все для точной диагностики заболеваний онлайн.