Запоминание информации – база полноценного психического формирования ребенка. Своевременное выявление возможных «слабых мест» функционирования процессов запоминания избавит впоследствии от многих проблем в воспитании и обучении.
Процесс запоминания в психологии классифицируют по нескольким ключевым видам: по характеру психической активности деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности сохранения информации. При этом, он не функционирует сам по себе – в процессе участвуют и другие психические системы человека, в связи с чем диагностирование запоминания является многогранным процессом, требующим внимательного отношения.
- Процесс запоминания является произвольным и непроизвольным. Произвольной памятью есть сознательное усилие, то есть мы пытаемся что-либо запомнить. Когда включается непроизвольное сохранение, пытаться запомнить нет смысла — информация, люди, предметы, события запоминаются сами, хотим мы этого или нет.
- Психологи так же разделяют память на непосредственную и опосредованную. Непосредственная характерна тем, что в процессе запоминания не происходит осмысления материала – в повседневной жизни это носит название «зубрежка». Если информация осознана и понятна – это называется опосредованной памятью. У дошкольников 3-6 лет преимущественно развито непосредственное усвоение, в связи с этим изучение иностранных языков бывает более эффективным
. В старших классах-логика и мышление у детей становятся более развитыми и, соответственно, опосредованное усвоение работает лучше. - Процесс запоминания так же подразделяется по периоду сохранения поступающей информации: кратковременный срок действия не более 20 сек.; долговременный – сохраняет информацию длительное время (в некоторых случаях всю жизнь); оперативный – сохранение происходит ровно такой период времени, который нужен для совершения заранее задуманной операции или ряда действий.
- Вид информации, которая поступает в сознание человека, тоже есть классификатору запоминания. Это слуховой, зрительный, двигательный и др.
Все приведенные выше типы запоминания подлежащих развитию посредством определенных упражнений, а также степень их развития диагностируется через специально разработанные методики.
Человеческая память – очень сложная и многофункциональная система, имеющая своей целью сохранение и следующее за ним воспроизведения информации.
Модель функционирования процесса запоминания у детей
Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П. П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:
- Сохранение выполненных ребенком движений.
Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развитый в период детства, до полутора лет
. В это время ребенок исследует мир с помощью прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Потом он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т. п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развития более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.
- Сохранение чувств и эмоций.
Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие-то события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.
- Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.
Его цель — сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т. п. Ребенок может запоминать, какие ощущения вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.
- Высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.
Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, то есть в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.
Зачем нужно проводить диагностику?
Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для дальнейшего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.
Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.
Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существования в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и осложняет выживание человеческой особи любого возраста. Его можно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.
Методики
Усвоение у детей осуществляется с помощью трех этапов:
- Узнавание;
- Воспроизведение;
- Непосредственно сохранения информации.
В процессе реализации этих этапов активно принимают участие зрительная, слуховая и двигательная виды. Они и подлежат тестированию и диагностике у детей дошкольного и более старшего возраста, когда возможное обследования нарушений процессов функционирования, их исследования и коррекция.
Зрительная память
Диагностика зрительной памяти дошкольников осуществляется по методике Д. Векслера.
Перед ребенком имеют четыре рисунка (см. рисунок 2). Период, в течение которого можно смотреть на рисунки, четко ограничен и составляет не более десяти секунд. Потом, его задача нарисовать на листе то, что ему запомнилось. Результаты методики подсчитываются таким образом
:
1.1 За верно изображены части первой картинки присваиваются:
- две пересекающиеся линии и два флажка — 1 балл;
- расположены в нужных местах флажки – 1 балл;
- верно изображен угол, где пересекаются линии – 1 балл.
самая Высокая оценка по первому рисунку составляет 3 балла.
1.2 На втором рисунке, правильно изображены составляющие, присваиваются:
- изображен большой квадрат, который разделен линиями на четыре части – 1 балл;
- верно указанные четыре квадрата небольшого размера, расположены в большом – 1 балл;
- изображены две линии и четыре небольших квадрата – 1 балл;
- указанные в нужных местах четыре точки – 1 балл;
- точно выдержанные пропорции – 1 балл;
Наибольшее значение баллов по второму рисунку – 5.
1.3 Оценки третьей картинки осуществляются следующим образом:
- прямоугольник маленького размера в большом – 1 балл;
- верно указанные соединения вершин внутреннего прямоугольника с вершинами наружного – 1 балл;
- точное размещение маленького прямоугольника – 1 балл.
Общее количество баллов по третьему рисунку – 3 балла.
1.4 правильное воспроизведение объектов с четвертой картинки, оценивается так:
- правильно указный угол на каждом краю открытого прямоугольника – 1 балл;
- верно указаны левая, правая и центральная стороны картинки – 1 балл;
- один неправильно воспроизведен на угол верно изображенной фигуры – 1 балл.
Общее количество баллов четвертой картинки – 3.
Максимальное количество баллов во всех четырех картинок
– 24
.
Результат методики:
- 10 и больше баллов – высокий уровень зрительной памяти и внимания;
- 9-6 баллов – средняя степень зрительной памяти;
- 5-0 баллов – низкая степень.
Слуховая память
Определение уровня развития слуховой памяти дошкольников осуществляется через предъявление ребенку набора слов, которые он должен запомнить и воспроизвести в максимальной точности.
Прочитайте ребенку инструкцию, которая должна звучать примерно так: «Внимательно слушай те слова, которые я буду тебе читать и старайся запомнить. Как только я замолчу – постарайся воспроизвести их в любой последовательности, те, которые запомнил. Потом я еще раз прочитаю их. Попробуй запомнить еще больше. После – ты снова повторишь слова, который запомнил вместе с теми, которые воспроизвел в первый раз в любом порядке. Потом я буду просить тебя еще несколько раз воспроизводить слова, которые запомнились тебе. Если все понятно – начнем». Повтор должен быть в шесть раз, а воспроизведение – два раза.
Слова необходимо читать четко, с паузой в 2-3 секунды
. Отмечайте все слова, которые ребенок запомнил. Если он назвал слова, которых в списке не было – отметьте это тоже. Лишние слова могут говорить о нарушениях не только в развитии процесса запоминания, но и внимания.
Проанализируйте полученные результаты:
- Если количество слов, которые ребенок запомнил сначала больше, а потом уменьшается – это говорит о низком уровне развития слуховой памяти и отсутствия внимания;
- Если количество слов неустойчиво, «скачет» от более – менее и обратно, то это диагностирует рассеянность внимания;
- Если ребенок запоминает одинаковое количество слов – это говорит о его незаинтересованности;
О полноценном развитии слухового запоминания и нормальной концентрации внимания дошкольников говорит постепенное увеличение записанных слов после второго воспроизведения.
Двигательная память
Определенной методики выявления уровня развития запоминания двигательного в психологии не существует. К ним могут относиться разнообразные методы, упражнения и игры, которые заключаются в необходимости ребенка запоминать движения и воспроизводить их. Например, игра «сделай, как я». Суть игры в следующем: взрослый становится за спиной ребенка и совершает некоторые движения с его телом, например, поднимает и опускает руки, наклоняет голову или поднимет ногу и тп. Затем задача ребенка повторить эти движения самостоятельно. Для ребенка старше трех лет, можно выполнять упражнения самому и просить его воспроизводить их через некоторое время.
заключение
Проблема диагностики процессов запоминания актуальна на сегодняшний день. Исследования эффективности различных методик позволяют выделить наиболее приближенные к объективности и способны выявить возможные нарушения в развитии процесса запоминания у дошкольников. Коррекция в старших классах является более сложным процессом, который редко дает нужные результаты.
Диагностика зрительной, слуховой и двигательной памяти и их своевременная коррекция является необходимым условием подготовки ребенка к школе.
Если развитие психических процессов детей на должном уровне – обучение в младших классах проходит легко и эффективно, обеспечивая подготовку к более сложных предметов в старших классах, развитие логического и понятийного мышления, которое обеспечивает понимание естественных наук.