Сложности языка – расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.
Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.
Симптомы
Патология может выражаться в отсутствии вещания или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:
Почему появляется у взрослых?
Невнятная речь у взрослых, может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Через несколько факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:
Виды расстройств у детей
Невнятная речь у ребенка связанная с различными недугами. К основным из них относят:
Разновидности нарушений
Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие виды нарушений:
Структурно-семантического оформления речи
По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида болезни есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.
При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из самых сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, что появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушение? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.
Особенности диагностики
Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть родственники, которые страдают таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, является атрофия мышц языка. Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели языка, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений. Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.
Принципы лечения
Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, по которому возникло нарушение:
Людям с различными недостатками надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.
Правила исправления языка
Нарушения речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.
Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:
Логопедические занятия предусматривают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные меры, предусматривающие переключение внимания с одной деятельности на другую.
Правила формирования речи
Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мер будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей. Чтобы речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:
Прогноз и профилактика
Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации языка. Такие дети продолжают учиться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами. При сложных формах недуга добиться улучшения языка нелегко. Можно лишь скорректировать языковую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было предписано врачом.
Профилактика предусматривает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка надо оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны влиять токсические факторы. Необходимо учитывать, что успех приходит при систематический подход и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование различных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.