Острое респираторное заболевания и режим лечения
Острое респираторное заболевания и режим лечения


 

Все начинается с режима. Государство. Система наказаний. Лечение. Режим заведомо воспринимается как нечто не очень хорошее, как некая система запретов и ограничений. Антинародный режим. Строгий режим. Постельный режим.

Слово «режим» обязательно присутствует в стандартном бланке листа назначений любого стационара. Именно постельный режим — это очень распространенная врачебная рекомендация, некий обязательный атрибут лечения. Языков, когда ты больной, так нечего прыгать и скакать, а нужно, как говорил Н. Н. Жванецкий, а) лежать и б) тихо...

Здесь есть еще один — чисто психологический — нюанс. Поскольку общепринято, что нарушение режима порождают проблемы, всегда удобно режим придумать, чтобы потом согласовать возникшие неприятности с фактом нарушения режима. Не совсем понятно, о чем речь? Объясняю.

Доктор назначил больному Х постельный режим. Возникло осложнение ОРВИ за названием «воспаление легких». Вечно-Традиционный вопрос: кто виноват? Виноват больной Х, потому что нарушал режим.

Доктор сказал, что постельный режим — не обязательно. Возникло воспаление легких. Кто виноват? Виноват доктор, потому что не приписал постельный режим и бедный больной Х, по словам бабушки, «допрыгает до пневмонии».

Описанная ситуация прекрасно иллюстрирует тот факт, что при любых болезнях врачи предпочитают не выяснять отношения с бабушками и, не мудрствуя лукаво, назначают постельный режим. Доходит до того, что рекомендации о постельный режим сплошь и рядом оказываются в листах назначений трехмесячных детей...

Теперь вопрос по существу: как соотносятся между собой понятия «ОРЗ» и «режим»?

Прежде всего следует заметить, что режимные запреты могут быть обусловлены как индивидуальными показаниями, так и коллективными. В первом случае речь идет о состоянии здоровья конкретного пациента, во втором — о том, что данный пациент представляет собой эпидемиологическую опасность (проще говоря, является заразным).

в Отношении к состоянию здоровья следует заметить, что при некоторых очень редких болезнях постельный режим действительно необходим. Типичный пример такой болезни — дифтерия. Именно при дифтерии двигательная активность, в частности резкое изменение положения тела, провоцирует нарушения со стороны сердца.

Однако дифтерия — исключение, что подтверждает правило: среди болезней, объединенных термином ОРЗ, нет состояний, в обязательном порядке требующих постельного режима.

Запреты вполне могут быть обусловлены тем фактом, что передвижение по квартире многократно увеличивает шансы заразить младшую сестру, но в этом случае речь идет не о постельный режим, а об изоляции в пределах определенной комнаты. Главное в другом — механизм развития ОРЗ не связан тесным образом с двигательной активностью, решающее значение имеет не столько вариант ОРЗ, сколько тяжесть состояния.

Основным критерием целесообразности постельного режима является желание конкретного ребенка. Действительно больной ребенок постельный режим выберет себе сам.

Желание полежать в неопределенное время, отсутствие стремления выбраться из кровати — реальные критерии тяжести состояния. И напротив: активное бодрствование — признак нетяжелого течения болезни, признак выздоровления.

Зачем же тогда вообще нужен разговор о режиме? Вывод ведь напрашивается вполне конкретный — не надо никаких ограничений: плохо ребенку — залезет в кровать, хорошо — вылезет... С точки зрения здравого смысла все это действительно так, но что уж тут поделаешь — традиции, страхи, недооценка того факта, что речь идет именно о детях! Не о дедушке с больным сердцем, не о бабушке с высоким давлением — о ребенке!

Основной и опять-таки традиционный аргумент сторонников постельного режима заключается в том, что для скорейшего выздоровления необходимо беречь силы: организм должен тратить энергию не на бегание-пригання, а на борьбу с болезнью. При этом не учитывается тот факт, что на горькие рыдания, крики-вопли и попытки из постели выбраться тратится энергии не меньше, чем на беганье по квартире...

на самом деле Ситуация парадоксальная, потому что с физиологической точки зрения в постельном режиме есть совершенно конкретные минусы.

Во-первых, здесь речь идет о детей старшей возрастной группы, способных анализировать свое состояние, поэтому, для таких детей пребывание в постели — психологический комплекс, что порождает мысли «я больной, я несчастный, мне плохо». А пессимизм и плохое настроение совсем не способствуют выздоровлению.

Во-вторых, есть и чисто физиологические минусы. Длительное пребывание в горизонтальном положении приводит к уменьшению активности циркуляции крови в легких, к увеличению риска скопления мокроты — соответственно, и риск осложнений в этом случае возрастает. Кроме того, откашливание и висмаркування в вертикальном положении гораздо продуктивней. Описанное обуславливает вполне конкретные рекомендации.

Если ребенку плохо и он предпочитает постельном режима, следует:

  • поднимать головной конец кровати во время сна;
  • следить за тем, чтобы не лежал долго в одной позе или на одном боку;
  • стремиться, чтобы во время бодрствования ребенок принимал сидячее или полусидячее положение.

Отказ от обязательного постельного режима — это не повод перегибать цепь. Если уж мы пришли к выводу, что насильственное задвигания дитя в постель — это неправильно, то не надо делать противоположные действия — устраивать оргии с элементами, стрибаннями и біганнями. Здесь речь идет не столько о энергозатраты, которые, конечно же, не очень желательны, сколько о том, что физические нагрузки провоцируют потливость. Следствие потливости — пересыхание слизистых оболочек, сгущение крови, соответственно, сгущение мокроты, ну а это дополнительный риск осложнений. Физические нагрузки сопровождаются избыточной теплопродукцией, и не удивительно, что чрезмерная активность может приводить к повышению температуры тела.

Поэтому, как только мы отказались от постельного режима, давайте так оптимизируем наше с ребенком больное существование, чтобы ребенок и в кровати не лежало, но и не скакало при этом по квартире. Чтобы игры были умеренно спокойные, настольные, чтобы можно было и почитать, и порисовать, и телевизор посмотреть. Чтобы не возникало комплекса «я несчастный», но и желание бегать-прыгать родители ненавязчиво припинняли, и создавали разумную альтернативу. Сам факт болезни вполне можно рассматривать как повод для покупки новой книги, диска с мультиками, набор для лепки, конструктора и т.п. А мячик, ролики или бадминтон пообещать купить после выздоровления. Это, кстати, еще один психологический момент лечения — после выздоровления будет что-то хорошее, а не только «все, здоров, иди в школу», за что даже выздоравливать время нет желания.

Дата публикации: 15.05.17