Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека.
С точки зрения психологии – это процесс, который создает пространственные образы и определяет отношения между ними.
С практической точки зрения пространственное мышление позволяет человеку проще решать задачи по геометрии, химии, физики, черчения и даже лучше справляться с процессом изучения литературы. С помощью трехмерного мышления возможно формирование в сознании картин в динамике, что делает процесс чтения или изучения чего-нибудь увлекательным и интересным. Такой вид мышления достигает высокого уровня развития спортивной профессии, связанной с ориентацией в пространстве.
В психологии так же существует мнение, что ориентация в пространстве и связанное с ней мышление по разному проявляет себя у жителей разной местности
. Научное исследование показало, что люди, проживает в горах, легко могут определить размер объекта, расположенного внизу, прямо или вверху. Живут в долинах – склонны к верного определения размера и расстояния на равнине. И эта особенность не нарушение функционирования пространственного восприятия, данное наблюдение говорит о следующем:
Пространственное мышление и навыки, связанные с ним, получают свое развитие и достигают более высокого уровня посредством получения человеком аналогичного опыта.
Составные части
Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, которые имеют ряд специфических особенностей:
- Анализ – разделение объекта или задачу на составляющие его части.
- Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
- Абстрагирование – определение нескольких этапов задачи, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
- Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
- Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных задачей этапов, связанных с этапами решений.
В конце статье представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.
Методы развития
Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что до подросткового возраста его формирования считается полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии, возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых приведен ниже
:
- Оригами, пазлы
Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем составить фигуру, ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.
- Манипуляции с фигурами
Для этого нужно взять несколько фигур, например, квадрат, круг, куб и т. п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т. п.
- Перечерчивание фигуры
Методы изучения геометрии и чертежи заложенные в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности
:
- Простое перечерчивание: макет фигуры необходимо перенести на бумагу.
- Перечерчивание с изменениями: фигура копируется на бумагу, но к ней нужно добавить несколько см., или другую фигуру.
- Перечерчивание с изменением масштаба. Суть упражнения в копировании объекта с изменением размера, например, в два раза больше или меньше.
- Перечерчивание из памяти. Фигуру нужно представить в сознании и затем перенести на бумагу.
С точки зрения психологии, задача этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминание.
- Представление.
Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воссоздать то, что из этого получилось.
- Схемы и чертежи.
Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.
- Игра «Угадай предмет».
Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывания и подсказки – это нарушение правил игры
. Задача малыша угадать, что это за предмет, описать его характеристики.
- Игра «Муха».
Развивать пространственный интеллект помогут игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно принимают участие, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, есть у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Потом он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал правильный квадрат.
А как у вас развито пространственное мышление?
Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий непосредственно связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.
В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.