Психологическая реабилитация нужна каждому человеку после серьезной травмы, нападения или потери привычных физических способностей. Нелегко привыкнуть жить в новых условиях без возможности говорить, ходить, видеть или других обычных функций тела. У медиков существуют эффективные методики помощи пострадавшим людям, что восстанавливает социальный уровень взаимодействия с окружающим миром.
Назначение методик
Психологическая реабилитация помогает обществу возвращать к социальной жизни здоровых детей после аварий, травм или стрессов. Полноценное здоровье не ограничивается правильным функционированием тела. Моральное состояние влияет на процесс восстановления.
Психологическая реабилитация помогает обществу исключить будущее агрессивное поведение больного, которое может привести даже к преступлению. У детей последствия могут быть плачевными: потеря тяги к жизни и неспособность самостоятельно вернуться в социальную среду. Часто наблюдаются осложнения после утери функции конечностей, формируется психологический дискомфорт перед окружающими. Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:
- Возврат состояния психики до нормального.
- Поиск путей лечения, облегчающие реабилитацию пострадавших.
- Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
- Помощь во взаимодействии потерпевшего с социальными группами.
Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения ребенка.
Классификация
Психологическая реабилитация подразделяется на 3 вида помощи в различных областях:
- Медицинской. В основе помощи лежит подготовка пациентов к операциям, восстановление психики после травм, преодоления боли. Сохранение личности после инвалидности.
- Профессиональной. Чаще сохранение и восстановление утраченных навыков проводится у взрослых. Но для детей упражнения сочетают с психологическими методами для восстановления письма, отработанных движений рук, ног после травматизации тела.
- Социальной. Потеря функциональности тела вызывает психологический дискомфорт. Чтобы облегчить период восстановления, проводится психологическая реабилитация детей в условиях группы. Важной составляющей пособия является приспособление потерпевшего к выполнению функций тела в инвалидном кресле, изучение способов преодоления бордюров и других препятствий.
Центр психологической реабилитации создает условия, при которых человек помещается в среду положительных эмоций. Такой подход позволяет ненавязчиво осваивать методы взаимодействия с окружающим миром.
Профилактическая работа с пациентами
Социально-психологическая реабилитация детей может использоваться до наступления тяжелых состояний, когда ребенок уже получает негативный отпечаток после неудачной операции. Поэтому до ее проведения целесообразно проводить подготовку психики к известному результату. Если уже понятно, что он станет инвалидом, то начинают создавать в его сознании образ успешного человека даже при частичной потере функциональности тела.
Инвалидное кресло не должно становиться для ребенка приговором. Существует много примеров людей с ограниченными возможностями, которые стали спортсменами, руководителями или учеными. Ребенок должен принять свое новое состояние без переживаний.
Цели методов при работе с ребенком
Социально-психологическая реабилитация направлена на достижение следующих условий:
- Определение состояния психики пациентов, количественная оценка расстройства.
- Госпитализация детей в тяжелых случаях, когда требуется постоянное наблюдение и существует высокий риск осложнений.
- Полный возврат утраченных психологических возможностей.
- Выбор способа корректировки сознания ребенка, повышение его самооценки.
- Подготовка к операции, новых ощущений после ее завершения.
- Помощь в изучении значимых социальных действий при потерянных способностях ребенка.
- Быстрое привлечение пациента в ежедневные обязанности, отработка ослабшем моторных функций тела.
В результате медики стремятся получить здорового ребенка с окрепшей нервной системой, чтобы будущие непривычные условия не приводили к внутренним переживаниям. Срабатывает принцип «предупрежден - значит вооружен».
Принципы осуществления помощи
Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложности помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании психологической разгрузки после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.
Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавления от центров физического напряжения с использованием препаратов. При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов. В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.
Привлечение в общество
Социально-педагогическая реабилитация нужна для развития активной жизненной позиции ребенка. Преодолеть нужно замкнутость сознания от неблагоприятного стечения обстоятельств. Пациенту нужно вернуть представление о самом себе, чтобы направить его силы на позитивный настрой. Коллективная терапия не всегда успешна, но она помогает детям определить свое место в социальной группе.
Групповые занятия среди детей одинакового возраста помогают снять закомплексованность, убрать недоверие к терапевтическим методам. У пострадавшего ребенка часто формируется агрессия к людям, похожим на человека, причинившего вред. Социальная адаптация направлена на то, чтобы у пациента сложилось другое мнение: люди не все одинаковы при внешней схожести.
Что делают в клинике?
Реабилитация ребенка начинается с создания благоприятной окружающей атмосферы. Условия не должны совпадать с обстановкой во время происшествия, травмы. Специалисты стараются предоставить варианты для реализации возможностей ребенка: рисование, обучение школьным предметам, игры и прочее. Ему предоставляется сыграть определенную роль в группе детей.
Именно самоопределившись со своим положением, ребенок может преодолеть эмоциональные переживания и проявить волю. Эффективной методикой помощи является сказкотерапия, где каждый игрок выбирает себе понравившегося героя. За счет взаимодействия с окружающими в позитивном настроении достигаются следующие цели:
- Снижается агрессивность ребенка.
- Преодолевается чувство страха перед окружающим миром.
- Исчезают барьеры, мешающие общаться детям-инвалидам.
- Возрастает потенциал к творческой работе.
- Реализуются фантазии ребенка, после которых реальная жизнь не кажется страшной.
Индивидуальные программы
Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизацию процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время пребывания в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.
Учиться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчения самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.