Под понятием «здоровье» много людей имеют в виду лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ошибочным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них. Говоря о здоровье, нужно знать, что это состояние физического, психического и социального самочувствия человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).
Критерии здоровья человека
Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращающихся к пяти основным критериям:
Основные разновидности здоровья
Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.
На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья отдельно. Итак, приступим.
Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие
Среди главных условий устойчивого психо-социального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружественную и приятную обстановку. По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонения психического детского здоровья чаще всего зафиксирован в семьях, где господствуют разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками находятся с ними в недоброжелательных отношениях или просто не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.
Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический. Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамичным или отклоняется выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире. Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими людьми в процессе деятельности, находить к ним подход. Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценки, веры в собственные силы, принятие или неприятие себя и своих особенностей, отношения к миру, обществу, событиям, представлении о жизни и мироздании.
Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-которые отклоняются психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать нынешнюю действительность и регулировать свое поведение.
Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года согласно данным ВОЗ, свидетельствуют о повышение стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирование стрессоустойчивости, терпения.
Социальное здоровье
Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды, качеств и характеристик, которые позволяют это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразованию, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.
Человек, который социально здоровая, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя вреда близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.
Показатели социального здоровья
При исследовании перечисленных выше критериев используется несколько показателей, главные из них – адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде. Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью – эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество. Выделяют главные критерии социального здоровья: степень адаптации в обществе, степень активности деятельности и эффективность применения различных социальных ролей.
Физическое здоровье
За оценку физического состояния принимается обнаружения различных биологических дефектов, болезней, устойчивости к воздействию негативных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, по основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.
С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, слаженность их работы. Основы здоровья - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Во внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающиеся выполнения конкретных функций. В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, то есть ее также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.
Духовно-нравственное здоровье
Под духовно-нравственным здоровьем понимают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения здорового образа жизни (понятие «культура здоровья» состоит благодаря этому критерию).
Главное условие достижения успехов на этом уровне – стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулирование конкретных шагов. Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого – необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности. Моральные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденных и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Морально воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые отвечают общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе). Нравственное здоровье – перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Она не существует без общечеловеческих представлений о добре, любовь, красоту и милосердие.
Главные критерии нравственного воспитания
Таким образом, состояние человека действительно состоит из разных, но одновременно тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому вывод о ней можно сделать, только рассмотрев каждую из них в отдельности и проанализировав общую картину личности.