Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация
Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация


Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие таких детей зависит в основном от настойчивости и старания их окружения. Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм. Как проявляется заболевание, какие споры и ведутся спекуляции вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.

Аутизм и высокофункциональный аутизм

Термином «аутизм» называют нарушение развития головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и трудности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.
Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70). Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию. Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и часто имеют задержку речевого развития.

Классификация

Медицина классифицирует аутизм по етиопатогенетическим факторов. Это означает, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания. Поскольку клинические проявления всех типов аутизма похожи, их выделили в единую группу, которую назвали термином "расстройства аутистического спектра". РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

Причины аутизма, причины функционального аутизма

Несмотря на то, что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает аутизм единственная причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, это разные причины, которые действуют на организм одновременно.
Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом. Причины функционального аутизма также не установлены. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновения структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм - синдром Аспергера. Они утверждают, что это различные заболевания со схожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

  • При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
  • Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучше конгниктивное функционирования, чем при ВФА.
  • Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
  • У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
  • У пациентов с ВФА менее дефицит невербальных способностей.
  • У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.
  • И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

    Признаки. Физиологические отклонения

    Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились в больших групп пациентов различными учеными, которые заметили определенную закономерность. К физиологическим признакам, что часто встречается у детей с ВФА, можно отнести:

  • Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  • Частые судороги.
  • Слабый иммунитет.
  • Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  • Нарушение функционирования поджелудочной железы.
  • Поведенческие отклонения

    Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

  • Проблемы с речью. До года дети почти не гулят до двух лет словарный запас не больше 15 слов, три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использования личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
  • Слабый или полностью отсутствует эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
  • Сложности социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты испытывают бессознательный страх или тревожность.
  • Всплески агрессии. Любое недовольство вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
  • Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
  • Узкая сфера интересов. Способность достичь результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое дело.
  • Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгим распорядком. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Преодолеть агрессию в этом случае бывает очень сложно.
  • Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку учиться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

    Спекуляции вокруг аутизма

    На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников. Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс. Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не вспоминая о том, что оно оказалось ошибочным.

    Как помочь ребенку с функциональным аутизмом?

    Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным. Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  • Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли о смене привычного режима.
  • Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с функциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Это может быть определенный цвет, звук, или действие. Защитите аутиста от раздражающих факторов.
  • Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА достаточно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  • Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  • Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усугубит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.
  • Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с функциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном мире.

    Дата публикации: 23.05.17