Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие таких детей зависит в основном от настойчивости и старания их окружения. Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм. Как проявляется заболевание, какие споры и ведутся спекуляции вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.
Аутизм и высокофункциональный аутизм
Термином «аутизм» называют нарушение развития головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и трудности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.
Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70). Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию. Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и часто имеют задержку речевого развития.
Классификация
Медицина классифицирует аутизм по етиопатогенетическим факторов. Это означает, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания. Поскольку клинические проявления всех типов аутизма похожи, их выделили в единую группу, которую назвали термином "расстройства аутистического спектра". РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.
Причины аутизма, причины функционального аутизма
Несмотря на то, что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает аутизм единственная причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, это разные причины, которые действуют на организм одновременно.
Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом. Причины функционального аутизма также не установлены. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновения структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.
Еще один медицинский спор
Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм - синдром Аспергера. Они утверждают, что это различные заболевания со схожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:
И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.
Признаки. Физиологические отклонения
Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились в больших групп пациентов различными учеными, которые заметили определенную закономерность. К физиологическим признакам, что часто встречается у детей с ВФА, можно отнести:
Поведенческие отклонения
Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:
Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку учиться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.
Спекуляции вокруг аутизма
На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников. Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс. Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не вспоминая о том, что оно оказалось ошибочным.
Как помочь ребенку с функциональным аутизмом?
Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным. Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:
Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с функциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном мире.