Согласно данным статистики первое место по количеству жалоб на качество медицинской помощи занимает именно стоматология. Иногда претензии не обоснованы и вызваны межличностными отношениями, которые не сложились, или не оправданными желаниями пациента. Но иногда люди сталкиваются и с явными нарушениями прав пациента. Чем же это можно объяснить?
Судя по рекламе, большая часть населения страдает именно стоматологическими заболеваниями, об этом можно судить и по постоянно растущему числу новых клиник, центров и тому подобное. Этот рост обуславливается и тем, что основной перечень стоматологических услуг и услуг по протезированию не входят в систему обязательного медицинского страхования, то есть они являются платными услугами. А в бесплатных районных стоматологических поликлиниках люди всегда рады выложить свои “кровные” за импортную анестезию и другие “качественные зарубежные материалы.
Ведь чаще всего в таких проблемах виноваты именно мы сами. Во-первых, мы пренебрегаем гигиеной и мерами профилактики (ведь с лечением зубов обычно дотягиваем до “победного” конца, пока не станет совсем уж тяжело). Во-вторых, не всегда мы дорожим имеющимися зубами. С легкостью принимаем решение об удалении больного зуба, отказываясь при этом от предложения врача потратить немного больше времени на его лечение. В-третьих, многие верят, что сделав себе новую “фарфоровую” улыбку, подобно многих западных звезд, станут намного счастливее. Ведь никакие протезы не будут служить лучше свои родные (пусть даже и уже леченные) зубы. В-четвертых, многие убеждены, что устранить все проблемы можно моментально, за одно посещение врача-стоматолога, ведь это совсем не так. Сколько случаев осложнений известны из практики после таких “случайных” лечений под наркозом сразу нескольких зубов.
Итак, как же поступить правильнее, если проблем с зубами избежать не удалось. Сперва необходимо выбрать себе врача. Не думайте, что во всех платных клиниках сидят лучшие специалисты, это совсем не так. К поиску нужно подойти со всей серьезностью. Не руководствуйтесь при этом принципом “чем дороже, тем лучше”. Это тоже ошибка. Не следует ориентироваться и только территориальному признаку (то есть близостью нахождения до дома или работы).
Лучше всего начать с опроса родственников, знакомых. Обратить внимание здесь стоит на врачей, к чьей помощи прибегают постоянно, ведь никто не будет пользоваться услугами плохого врача длительное время. Было бы не плохо, если ваш советчик показал бы на личном примере работу стоматолога. Не стоит стесняться, если собеседник захочет показать пломбу или вставленный зуб в глубине рта. Сделав, наконец, свой выбор, и отправившись в клинику или другое учреждение, где работает ваш будущий врач, Вы можете подробнее узнать о нем в регистратуре, ознакомиться с лицензией клиники, с предлагаемыми услугами. Иногда полезным бывает понаблюдать за пациентами, сидящими в очереди, которыми они заходят в кабинет, какими выходят, что говорят.
И вот Вы в кабинете. Ошибка многих – умалчивание о каких-либо проблемах. Лучше честно рассказать о себе, о свои привычки, способ жизни, заболевания. Это поможет врачу сделать некоторые выводы, касающиеся лечения и дальнейшей профилактики. Не торопитесь и не торопите доктора с обследованием. Лучше детально обсудить с врачом нынешнее состояние, дальнейшее лечение. Слушать нужно очень внимательно, а лучше всего попросить оформить всю информацию письменно, хотя хороший специалист Вам это предложит сам. Доверяйте своему врачу и не навязывайте своего мнения. Не ждите и не требуйте обещаний отличного результата. Стоимость лечения (протезирования) лучше всего обсудить заранее, чтобы в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций. Строго следуйте все назначения и рекомендации врача. Ни в коем случае не пропускайте назначенные приемы. Если же вы что-то не выполнили, лучше признайтесь в этом честно. Не стоит так же при “приемке” работ (особенно при протезировании) спешить с заявлениями, что “все удивительно”, лучше как следует попробовать “обновку”, чтобы потом избежать лишних проблем.
Результат лечения зависит от трех составляющих: умения врача, Ваших личных установок и Высших сил. Последнее, конечно, от нас не зависят, а вот первые две в нашей компетенции.
Если же при лечении Вы остались недовольны чем-либо, не спешите “начинать войну”, убедитесь в обоснованности Ваших претензий. Хотелось бы, чтобы вышеперечисленные рекомендации помогли Вам в общении со стоматологами и достижении лучших результатов лечения и протезирования.