Невнятная речь: причины и особенности лечения
Невнятная речь: причины и особенности лечения


Сложности языка – расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.
Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.

Симптомы

Патология может выражаться в отсутствии вещания или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:

  • Нечеткости и замедленности речи, ее неразборчивость.
  • Человек тяжело подбирает слова и неправильно называет вещи.
  • Быстрая речь, но бессмысленная.
  • Поспешность мышления.
  • Разделение складов и постановка ударения на каждом из них.
  • Почему появляется у взрослых?

    Невнятная речь у взрослых, может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Через несколько факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появились из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.
  • Дегенеративные заболевания.
  • Безмерное употребление алкоголя.
  • Слабость мышц лица.
  • Слабое или тугое закрепления зубных протезов.
  • Виды расстройств у детей

    Невнятная речь у ребенка связанная с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания - это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление – системное расстройство речи.
  • Разновидности нарушений

    Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие виды нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенно касается медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия – ускорение темпа речи. Экспресс-артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.
  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами голосового аппарата. Выявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, проявляющиеся в раннем возрасте.
  • Структурно-семантического оформления речи

    По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида болезни есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.
    При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из самых сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, что появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушение? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

    Особенности диагностики

    Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть родственники, которые страдают таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, является атрофия мышц языка. Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели языка, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений. Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

    Принципы лечения

    Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, по которому возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.
  • Людям с различными недостатками надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

    Правила исправления языка

    Нарушения речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.
    Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.
  • Логопедические занятия предусматривают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные меры, предусматривающие переключение внимания с одной деятельности на другую.

    Правила формирования речи

    Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мер будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей. Чтобы речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее только аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не надо заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо положительно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить за своей речью.
  • Прогноз и профилактика

    Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации языка. Такие дети продолжают учиться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами. При сложных формах недуга добиться улучшения языка нелегко. Можно лишь скорректировать языковую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было предписано врачом.
    Профилактика предусматривает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка надо оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны влиять токсические факторы. Необходимо учитывать, что успех приходит при систематический подход и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование различных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.

    Дата публикации: 22.05.17