Шинирование зубов — это соединение отдельных зубов в единый блок для ограничения их подвижности и перераспределения функциональной нагрузки. Лечебный эффект той или иной шины основан на законах биомеханики, знание которых позволяет разумно применять их в соответствии с конкретной клинической картиной.
Для достижения лечебного эффекта шинирования при планировании шинирующей конструкции необходимо руководствоваться следующими биомеханическими принципами:
- ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благоприятно действует на пародонт;
- разгрузка пародонта за счет нормализации распределения жевательного давления;
- разгрузка пародонта с наибольшим его поражением за счет наиболее устойчивых зубов;
- шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразности и взаимного пересечения векторов подвижности включенных в шину зубов;
- при линейном расположении шин в боковых отделах, справа и слева, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза.
Первые же признаки патологической подвижности зубов являются показанием к их шинированию зубов. Шинирование зубов может быть временным и постоянным, а конструкции — съемными и несъемными.
Чтобы лучше выполнять свою роль лечебного аппарата, шина должна:
- создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;
- быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;
- не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;
- не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;
- не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт;
- не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;
- не нарушать речи больного;
- не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного.