Процесс общения является привычным и обыденным для подавляющего большинства людей. Языковая форма коммуникации становится неотъемлемым средством передачи своих мыслей в сформулированном виде и для маленьких детей, и для взрослых. Другое дело, что качество использования языка может быть различным. По оценкам специалистов, человек в течение почти всей своей жизни накапливает опыт использования языка как средства речевой коммуникации, совершенствуя его в разных аспектах. В раннем постембриональном возрасте у человека формируются основные навыки коммуникации с внешним миром, в числе которых и речь. Развитие речи в онтогенезе происходит этапами, некоторые из которых могут демонстрировать уровень владения этим навыком, который, на первый взгляд, никак не связан с традиционным представлением о языковом общении.
Общие сведения о языках
Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процесса, который сформировался благодаря языковым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей. Таким образом и оформилось развитие трудовых навыков человечества. Вместе с этим, язык нельзя рассматривать в отрыве от непосредственного инструмента ее реализации – речи. С одной стороны, под ним понимается орган артикуляционного аппарата, а с другой – набор знаков, указывающих на то или иное явление, действие или объект реального мира. Качеством использования навыков владения языком и определяется эффективность общения. И развитие речи в онтогенезе является в некотором роде фундаментом, на котором строится дальнейшее формирование артикуляционных и других способностей.
Свойства и функции языка
Как уже было отмечено, речь дала возможность человеку достичь современного и достаточно высокого уровня трудовой деятельности. Это стало возможным благодаря тому, что человек эффективно использовал функции речевого общения. В первую очередь это функция коммуникации, которая выступает транслятором мыслей конкретного индивида. Здесь же стоит подчеркнуть и способность к восприятию языка, без которой психолингвистический процесс или значительно обедняется или совсем не имеет смысла. Вместе с этим, речь и ее использование дает толчок для персональной интеллектуальной деятельности, в ходе которой совершенствуются такие навыки, как память, восприятие, мышление и т. д. Как и функции общения, эти способности зависят от того, насколько эффективной является сама речь. Развитие речи в онтогенезе и закладывает качественные характеристики этого навыки. Среди них выделяется способность содержательно передавать мысли, правильность изложения, выразительность и действенность, то есть воздействие на собеседника.
Этапы речевой деятельности
Существуют различные подходы к систематизации этапов, в процессе которых с разной степенью интенсивности происходит формирование навыков использования языка. Но обычно все же выделяют три основные стадии – это подготовительный, дошкольный и предшкольный периоды. Начальный этап предполагает освоение языка в период до года. Причем его можно разделить на несколько отдельных периодов, поскольку в это время происходит несколько принципиально важных переходных моментов в развитии. Далее следует так называемый первичный или предшкольный этап, до наступления которого у ребенка уже должны оформиться базовые навыки владения именно речевым аппаратом. Но, опять же, это всего лишь начальные этапы развития речи в онтогенезе, от которых не стоит ждать серьезных результатов в плане повышения качества способностей к общению. И третий этап предполагает формирование навыков владения грамматическими инструментами.
Первые речевые реакции
С первых дней рождения традиционных даже зачаточных проявлениях языка говорить не приходится, но этот период важен с точки зрения становления речевого аппарата. Он является значимым, поскольку в это время есть возможность устранить некоторые физиологические дефекты, которые в дальнейшем станут помехой для полноценного развития артикуляционных способностей. Поэтому особое место имеет обследования органов, которые определят будущее развитие языка в онтогенезе. Кратко эти органы можно обозначить как триаду, включающую дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат. У ребенка в этот же период начинают проявляться движения этих отделов, благодаря которым он издает крики и плач.
Развитие речи в первые полгода жизни ребенка
До 5-6 месяцев у ребенка начинает укрепляться речевой аппарат, он уже уверенно может лепетать и кричать. До завершения этой стации проявляется и гуление, которое также может дать информацию о возможных дефектах. Что еще важно, параллельно с выработкой собственных способностей к речевому общению дети начинают активно воспринимать посторонние звуки, придавая им то или иное значение. Родители и окружающие в целом могут повлиять на закрепление слов в контексте создания ассоциативной связи. Вообще, особенности развития речи в онтогенезе во многом обуславливаются влиянием внешней среды. На ребенка влияет интонация, отдельные ситуационные нюансы и модели поведения. Чтобы укрепить некоторые модельные ситуации, рекомендуется несколько раз повторять – память ребенка в это время иногда оказывается более эффективным инструментом развития, а не физические артикуляционные навыки.
Этап развития в период от 5 до 12 месяцев
Этот период характеризуется двумя важными изменениями, которые ознаменуют новый уровень в освоении речевых навыков ребенком. Во-первых, это активное подражание взрослым. Дети не только стремятся имитировать звуковые сигналы, с помощью которых происходит коммуникация, но и подражают самой механике артикуляционного произношения. Таким образом, формируется типичная модель, на основе которой будет строиться речь. Развитие речи в онтогенезе на этой стадии также предусматривает усиление ассоциаций между словами и внешним миром, но уже в комплексе и с эмоциональной окраской. И здесь можно отметить вторую важную перемену в сторону будущего развития. Это появление более четких ответных реакций на слова и словосочетания. Ребенок более полно воспринимает речь взрослых и принимает на ее основе уже отдельные решения.
Этап развития в период от 1 до 3 лет
В процессе этого периода у ребенка формируется артикуляционный аппарат и закрепляется смысловая база, на основе которой он может осознавать то, что говорят взрослые. И если в первый год понимание слов происходит в обобщенном виде, то в это время дети уже обладают более или менее стабильной речью, хотя и с серьезными ошибками. Например, они могут путать значение некоторых слов, опускать предлоги, а также испытывать трудности в выражении просьб. На этом этапе развитие речи в процессе онтогенеза происходит в основном за счет накопления слов. То есть механика обращения с ними уже находится в стадии активного формирования и только совершенствуется, но многие дети испытывают трудности именно от недостатка лексикона.
Этап развития в период от 3 до 7 лет
Начиная с 3 лет, дети уже могут выражать свои мысли в ясной форме, соблюдая при этом грамматический строй. Конечно, и в этот период будет много ошибок. Большинство из них все еще допускается из-за неумения правильно использовать сложные предложения, а в некоторых случаях допускаются ошибки в произношении звуков. Также развивается фонематическое восприятие. Это означает, что ребенок с большей эффективностью может подходить к собственному контроля языка. Он слышит себя и корректирует, основываясь на правилах, установленных самими взрослыми. Поэтому и учебная функция родителей, как и раньше остается значимой. Кроме этого, развитие речи детей в онтогенезе на этой стадии неразрывно связано с совершенствованием таких качеств, как мышление, запоминание и восприятие.
Развитие фонетико-фонематических навыков
Закрепление способности воспринимать звуки на слух и корректно их воспроизводить формируется вместе с развитием непосредственных органов генерации языка. Другими словами, весь речевой аппарат и голосовые отделы вкупе со слуховой системой являются центральными объектами, которые интуитивно стремится осваивать ребенок. Причем большее внимание может уделяться именно артикуляции, поскольку от нее зависит качество произношения. Здесь же проявляется и способность к разнообразию использования языковых оттенков. Эмоции все чаще отражаются в том, каким именно образом произносятся те или иные слова. Интонация, в частности, на этом этапе приобретает собственные стилистические черты, которые закономерно могут повторять манеру разговора окружающих взрослых.
Процесс расширения лексико-грамматической базы
Кроме накопления слов, в это время ребенок пытается правильно их связывать. Простейшие связи ему уже удаются, однако все еще возможны проблемы со сборкой сложных словосочетаний. Навыки правильного управления падежами развиваются постепенно. Также развивается способность отличать в процессе речи множественное и единственное число, окончания и т. д. Более поздний период, в ходе которого происходит развитие грамматического строя речи в онтогенезе, характеризуется становлением синтаксического и морфологического уровней владения языком. Дети осваивают приемы словообразования и словоизменения, самостоятельно составляют предложения и учатся правильно обращаться с ударениями. И как и раньше фонетика и способность восприятия посторонней языка остается одним из главных внешних факторов, благодаря которым ребенок развивает свои способности общения.
Развитие связной речи в онтогенезе
В этот период происходит комплексное укрепление навыков владения языком с разных сторон – со звуковой, морфологической, грамматической и лексической. Связная речь требует от ребенка больших усилий и также в большей степени задействует мыслительные процессы. Формируются и навыки поддержания диалога, который уже состоит не только из простых или сложных предложений, но и требует относительно быстрых речевых реакций на изменяющиеся ответы и вопросы. Как показывают закономерности развития речи в онтогенезе, дети начинают особое внимание уделять в процессе общения и его контекста. Общность ситуации, которая фоново связывает ребенка и собеседника, влияет на его высказывания.
Возможные нарушения в процессе развития языка
Речевые дефекты преимущественно связываются с недоразвитием психических функций, хотя нередко имеют место и физические отклонения. Обычно обе причины дополняют друг друга, из-за чего формируется труднопреодолимый комплекс факторов, которые не позволяют найти однозначное средство избавления от проблемы. К таким дефектам можно отнести алалию, дисфонию, логоневроз и т. д. Некоторые отклонения связаны с нарушениями в процессах голосового образования, другие оговариваются проблемами слухового аппарата, а третьи не позволяют правильно организовать темпоритмическую функцию. Иногда нарушенное развитие речи в онтогенезе удается исправить в раннем возрасте. Но по мере взросления даже в рамках начальных этапов становления устной речи справиться с подобными нарушениями становится все сложнее.
Заключение
Как отмечают специалисты, не существует общих моделей, по которым происходит освоение речевых способностей. По мере формирования таких навыков у каждого ребенка как мостик складывается своя система, которая помогает ему понять законы и принципы, на которых базируется язык. Развитие речи в онтогенезе также происходит с откладкой некоторых умений. К этому тоже нужно готовиться. Например, он может на ранних этапах испытывать повторяющиеся звонкие звуки, но сам их произносить пока что не способен. В некотором плане дифференциация отдельных признаков речевой коммуникации происходит и в части фонетического восприятия, а также будет иметь место в дальнейшем формировании умения составлять из слов предложения и поддерживать диалоги.