Заикание у детей - способы лечения, общие рекомендации и советы
Заикание у детей - способы лечения, общие рекомендации и советы

Заикание, обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань.

Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

  • Причины
  • Лечения
  • Рекомендации родителям

Речь заикается ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность в течение длительного периода времени преодолеть возникает в языке сбой. В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант - тоно-клонического заикания. Бывает так, что нарушения речи, обусловливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, которые выступают в этом случае в качестве пускового механизма.

причины

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания
могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д. Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку). Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания,
то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В результате может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговореніе.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков или на фоне перегрузки, что касается работы с языковым материалом, особенно, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений можно также отметить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

в конце концов, допускается и такой вариант, как умышленное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И наконец психологические причины заикания
. Такие причины обусловливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Чаще всего в качестве предварительных заикания факторов выделяют определенные невротические реакции, которые проявляются на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередко причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и др.). Наблюдается даже определенная зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона. Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикания в частности) также часто развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний. Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не является, хотя их наличие и может выступать как фактор, который усиливает уже имеющиеся у него нарушения. К примеру, если через имеющиеся аденоидных разрастаний ребенку становится тяжелее дышать носом, то через это у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно стараться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Педиатр в частности должен определить, какая конкретно патология может быть актуальна в конкретном случае, и после ее обнаружения, соответственно, назначить необходимое лечение. Также им разрабатывается план мероприятий, направленных на укрепление организма ребенка и на обеспечение профилактики заболеваний, при которых поражается речевой аппарат, начиная от простуды и заканчивая заболеваниями с поражением голосовых связок и ушей. Назначаются физиотерапевтические процедуры, такие как электросон, массажные процедуры, бассейн и пр.

Что касается психолога (или психотерапевта), то его воздействие заключается в оказании ребенку помощи, что позволяет справиться с имеющимися заболеваниями. Параллельно этот специалист поможет ребенку в корректировке восприятия факторов, провоцируют усиление заикания и в целом его вызывающих. В частности с его помощью ребенок может научиться чувствовать себя комфортно в любой возможной ситуации, осознавать собственную полноценность и отсутствие каких-либо отличий от сверстников (образно говоря - что он ничем не хуже других). Посещение этого специалиста проводится в присутствии родителей на приеме - им также следует знать, как они могут помочь ребенку.

Лечение у логопеда направлено реализацию определенных положений в его рамках, за счет чего ребенок сможет быстрее справиться с проблемным для себя заболеванием. Выделим эти положения в общих чертах:

  • Проведение занятий у логопеда проходит согласно определенной и последовательной этапной схеме. Сначала ребенок учится правильному изложению текстов. Им пересказываются материалы домашнего задания, зачитываются стихи. Как особенности этого пункта можно выделить то, что ребенок чувствует себя комфортно, ведь выполняя любое из необходимых действий, он знает, что оценки он за это не получит, смеяться над неправильностью результатов и попыток, которые принимаются в их достижении, также никто не станет. При проведении таких занятий речь детей воспроизводится спокойно и размеренно, без изменений в интонации. Когда получается добиться результата, и заикание у ребенка исчезает при работе над устными рассказами, в речь должна быть привнесена определенная эмоциональная окраска, для чего его просят на чем-то сделать акцент, повысить голос, сделать паузу и пр.
  • Другой особенностью занятий является то, что во время них также моделируются те или иные ситуации, в которые ребенок может попасть. За счет такого подхода обеспечивается «привыкание» ребенка, что, в свою очередь, позволит сократить волнение при подобном их повторении. Другими словами, ситуации прорабатываются так, чтобы ребенок научился справляться с заиканием даже в тех случаях, когда те или иные ситуации развиваются не в кабинете врача, который помогает ему в этом.
  • При проведении занятий важно, чтобы в наличии были примеры правильно воспроизводимой речи. Сюда может относиться речь самого логопеда, разговор пациентов, благополучно завершивших лечение заикания, аудиозаписи и пр.
  • Не менее важно в таком лечении использовать логопедическую ритмику. Такой лечебный прием основывается реализации ряда мер, точнее это комплекс упражнений для мимических и голосовых мышц, игры и упражнения с пением, подвижные игры и тому подобное.
  • Дополнительно логопед назначает домашние задания для ребенка.
  • Хорошо, если будет оказываться помощь будет не только родителями и врачами, но и теми, с кем ребенок проводит немалую часть времени. В последнем случае имеется в виду определенное влияние воспитателей и педагогов в школе.

Кроме занятий у логопеда, существуют и другие способы лечения заикания, остановимся на них.

Дыхательные упражнения.
В этом случае лечение позволит добиться более свободного и естественного звучания голоса ребенка. За счет выполняемых упражнений оказывается благоприятное воздействие на его дыхательную систему. Диафрагма в этом случае тренируется так, что она начинает принимать непосредственное участие в голосообразовании. Кроме этого, ребенок учится глубоко дышать, его голосовые связки приобретают за счет выполняемых упражнений большую подвижность, что, в свою очередь, позволяет добиваться их тесного смыкания во время разговора. Дополнить лечение с выполнением дыхательных упражнений можно релаксацией.

Компьютерные программы.
Эффективным становится и лечение за счет такого способа воздействия, в частности оно направлено на синхронизацию речевого и слухового центров. Здесь ребенком произносятся в микрофон слова, в то время как программой буквально на долю секунды задерживается речь. В этом случае ребенок, слыша свой голос за определенной задержки, будет пытаться подстроиться под него. Таким способом можно добиться плавности и непрерывности речи. Кроме того, кроме такой регулировки речи использование программы подразумевает и проигрывание некоторых ситуаций, возникающих обычно в процессе «стрессового» общения (недовольство, гнев, возражение и др.). Ребенок отвечает в микрофон, программа оценивает, насколько успешно у него получилось справиться с заданием, и в итоге упражнения дополняются подсказками относительно того, что следует улучшить.

Точечный массаж.
В зависимости от масштабов проблемы разрабатывается конкретный вариант курса лечения. В ходе проведения процедур осуществляется воздействие на соответствующие точки на ногах, грудной клетке, лице и спине. Заметить улучшения в речи ребенка можно уже после первого курса, в целом же эффективность лечения и скорость достижения результатов в каждом конкретном случае может отличаться. За счет проведения процедур такого массажа можно добиться восстановления нервной регуляции языка.

Медикаментозное лечение.
Такого типа воздействие в лечении заикания выступает лишь как дополнение к общему курсу. Здесь могут применяться транквилизаторы, противосудорожные препараты, а также препараты специфического воздействия, направленные на нейтрализацию влияния веществ, за счет которых блокируется нормальная деятельность нервных центров. Могут также применяться ноотропные препараты, успокоительные настройки и отвары. Лекарств, предназначенных конкретно для лечения заикания не существует.

Роль родителей в лечении заикания

Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого - лучше всего начать до поступления ребенка в школу. Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где присутствует проблема языка может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности - при публичных выступлениях, в рамках котороих нужно отвечать на вопросы учителей).

Выделим также дополнительные рекомендации.

  • Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, это касается сна. В возрасте 3-7 лет продолжительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного - 2 часа. В возрасте от 7 лет продолжительность ночного сна должна составлять около 9:00, дневного - 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.
  • Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при что находится рядом ребенка. Это же касается постоянных обсмикувань, чрезмерной строгости, частых замечаний и криков в его адрес - все это следует исключить. Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка - важно не показывать ему своих переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.
  • Помощь в общении. Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково - так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать язык. Исключается повторение труднопроизносимы слов по нескольку раз.
  • Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация. Учитывая то, что речь есть сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, поэтому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.