Получение знаний об объектах, свойства, отношения окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления разного типа.
Критическое мышление — это определенная система суждений, помогают анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку событий, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, что позволяет ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».
Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Г. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое предполагает мышление эгоиста, который занят собственными потребностями и не использует его на благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.
Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:
- запоминание;
- понимание;
- интуитивное/ творческое мышление.
Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но все исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критически мыслить, необходимо умение
:
- анализировать и синтезировать;
- осуществлять индукцию и дедукцию;
- абстрагироваться;
- интерпретировать;
- наблюдать;
- использовать логику;
- осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.
обязательно владение широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.
Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.
Составляющие
Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый предусматривает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и тому подобное). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.
Анализ – процесс, что позволяет разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены с помощью анализа, в одно целое.
Такое умение, которое входит в необходимый критерий оценки критического мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждение от «частного» к «общему»
. Дедукция базируется на рассуждении от «общего» к «частному».
Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предусматривает переход от конкретного к абстрактному определению. Объект разбивается на составные части, признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе разум человека пытается восстановить изначальную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познания, осуществлять восхождение от конкретного к абстрактному, а затем – наоборот.
Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположение, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать невыполнимые планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.
Развитие критического мышления
Для чего нужно критическое мышление в повседневной жизни? Оно:
- помогает в профессиональном самоопределении;
- позволяет установить приоритеты;
- формирует ответственность за выбор;
- дает возможность формулировать собственные выводы;
- развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
- производит умение культурного диалога.
Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:
- вызов, что позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся знания с начального вопроса и побуждения человека к активной деятельности;
- осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
- рефлексия, которая предполагает целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и выявить собственное отношение к объекту.
Возможные самостоятельные способы развития
Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.
№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:
- использовал(а) я сегодня методы, развивающие критический ум;
- были ли они эффективны;
- что я делал(а) для достижения своих целей.
Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей
.
№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее влиять и какие действия необходимо сделать для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.
№3. Развитие интеллекта.
Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.
Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма восприятия чужого часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.
№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.
каждую Неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?
Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.
Итак, критическое мышление определяют по-разному, но имеют в виду такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.