Аптечка производственная: назначение
Аптечка производственная: назначение


На любом предприятии обязательно должна быть аптечка производственная, позволяет оказать помощь сотрудникам при ухудшении самочувствия, травмах и несчастных случаях. Аптечка может быть стационарной и храниться в подвесном шкафчике или переносной в непромокаемой сумке (пластиковом футляре-чемоданчике). Независимо от варианта хранения, аптечка должна быть правильно укомплектована и состоять из лекарственных средств соответствующего срока годности.

Кто платит за аптечку?

Никто не имеет права собирать с работников предприятия деньги на укомплектование производственной аптечки. Соответствующим комплектом медицинских средств обязан обеспечить работодатель. Причем делает он это не на добровольных началах, а руководствуясь законом об охране труда.

Регламентирующие документы

Минздравсоцразвития разработало несколько основных документов, на основании которых укомплектовывается и применяется аптечка производственная. Первом из приказов присвоен номер 169Н. Утверждает необходимость наличия и комплектность аптечки второй приказ 477Н. Здесь можно найти перечень состояний, при которых необходимо оказать медицинскую помощь, и перечень действий с использованием аптечки. Приказ № 169Н дополнен примечаниями. В пунктах 1-2 указывается на то, что работодатель не наделен правами самостоятельного изменения перечня препаратов. Производственные аптечки первой помощи укомплектовываются сертифицированными медикаментами. Лекарства, у которых закончился срок годности, заменяют аналогичными. Использованы средства пополняют.

Кто может оказывать помощь в экстренных случаях?

Оказание первой помощи регламентируется ст. 31 Закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Здесь говорится, что при травмах или в других ситуациях, угрожающих здоровью работника, предоставлением первой помощи занимается лицо, прошла определенную подготовку и получила необходимые навыки. К таким лицам относят представителей правоохранительных органов, военных, представителей аварийно-спасательных служб, водителей. Руководство предприятия выделяет определенное количество работников, которые проходят обучение (по специальным программам федерального уровня) правилами применения первичных средств помощи, которые содержит аптечка производственная.
Важно помнить, что, согласно приказу № 169Н, все манипуляции проводятся в медицинских перчатках. Если подозревается инфекционное заболевание, то необходимо использовать медицинскую маску.

Состав аптечки на предприятии

Аптечка производственная, состав которой регламентирован приказом № 169Н, должна включать:

  • изделия, что способствуют остановке кровотечения, перевязочный материал;
  • средства, позволяющие провести реанимационные мероприятия (искусственное дыхание);
  • шприцы, перчатки, маски, ножницы;
  • изотермическое покрывало;
  • препараты для снятия боли и воспаления;
  • сердечные средства;
  • средство для выведения из обморока;
  • средство от отравления;
  • успокаивающий препарат;
  • антигистаминный препарат;
  • спазмолитики;
  • раствор сульфацила натрия;
  • аскорбиновую кислоту и так далее.
  • Аптечка производственная должна учитывать специфику выполняемых работ. Например, химические предприятия добавляют в аптечку препараты от отравлений и химических ожогов. Для металлургов и поваров более актуальные средства от термических ожогов. Предприятия, связанные с высотными работами, увеличивают количество перевязочного материала и добавляют обездвиживающие шины. Все эти тонкости нужно учитывать при выборе производственной аптечки, ведь безопасность работника и предоставления ему неотложной помощи в случае необходимости - важная задача.

    Дата публикации: 22.05.17

    Ответственность за отсутствие аптечки первой помощи.